Кирикова Ия Семеновна
Дыхательная гимнастика в ДОУ «Здоровье на первом месте»
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная гимнастика в детском саду : «Здоровье на первом месте»
Дыхание- это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни, либо каких-то отклонений, даже если речь идет о собственном ребенке. Родителям дошкольника часто трудно выделить время для выполнения несложных упражнений. На помощь приходит детский сад, где дыхательная гимнастика является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников.
Публикация «Дыхательная гимнастика в ДОУ „Здоровье на первом месте“» размещена в разделах
Цель дыхательной гимнастики : развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание. Научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Легкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка – расширяться. При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объеме.
Многие дети дошкольного возраста имеют хрупкий иммунитет: они подвержены частым респираторным заболеваниям, страдают от насморка, продолжительного кашля. И родители порой даже не догадываются, что причиной этого может являться неправильное поверхностное дыхание. В этом случае вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу. Как следствие, нет полноценной вентиляции легких, растущему организму не хватает кислорода. От этого страдает мозг и другие важные органы, все клетки голодают, ослабляя свои барьеры перед вредоносными микроорганизмами. Помимо частых ОРЗ, ребенок с плохо развитой дыхательной системой, как правило, отличается бледностью, сонливостью и медлительностью. Он привыкает дышать, ртом и не очень развит физически- имеет слабую мускулатуру.
Значение дыхательных упражнений для дошкольников очень велико:
Все клетки организма насыщаются кислородом, улучшается обменные процессы, все органы начинают полноценно работать. Ребенок становится менее подверженным респираторным заболеваниям: болезнь быстрее проходит, снижается вероятность развития осложнений.
Упражнения помогают в борьбе с имеющимися хроническими заболеваниями: астмой, гайморитом, проблемах с аденоидами.
Корректируются дефекты речевого дыхания, укрепляется речевой аппарат, что способствует устранению логопедических проблем.
Поскольку мозг получает полноценное кислородное питание, дети становятся более работоспособными и активными, лучше развивается интеллект.
Улучшается и физическое развитие. Занятие физкультурой при правильном дыхании приносят больше пользы, у ребенка развивается мускулатура, здоровый румянец.
Упражнения учат дошкольников управлять своим дыханием. Как следствие, формируется умение владеть собой, контролировать собственные действия.
Медленный вдох способствует расслаблению, успокоению (это особенно важно для гиперактивных малышей, помогает бороться с волнением, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной усталостью.
Интересно, что дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенесшим травмы головного мозга, позвоночника, а также высокое давление.
В дошкольном образовательном учреждении можно выделить следующие основные виды дыхательной гимнастики :
«Игры на дыхании»
Педагог не просто предлагает дошкольникам выполнить определенные полезные упражнения, а представляет их в форме увлекательной игры. Вариантов здесь очень много.
Например, малыши создают свой оркестр – одним музыкантам раздаются свистульки, а другим – губные гармошки. В результате ребята интересно проводят время, укрепляя при этом свое дыхание. Активным детям предлагаем поиграть в игру: «Воздушный футбол», в котором, чтобы устроить гол по мячику нужно не бить, дуть на него, загоняя в ворота. А самым маленьким будет интересно подышать на стекло или зеркало, чтобы оно запотело. Затем на поверхности можно нарисовать любую картинку. Ребята всегда с удовольствием играют в снегопад- кладут на ладошку снежинки их бумаги или из комочков ваты и сдувают их. Воспитатель может заинтриговать ребят- предложить им волшебные коробочки, каждая которая наполнена чем-то особенным запахом, при этом задача ребенка в том, чтобы определить, что за аромат идет с коробочки, глубоко вдохнув в него.
«Дыхательная гимнастика в стихах»
Полезные упражнения хорошо выполнять под чтение забавного стихотворения. В таком случае они напоминают собой веселую физкультминутку. При этом дыхательные упражнения чаще всего сочетаются с общеукрепляющими.
Примеры стихотворений для дыхательной гимнастики в младших группах :
Самолетик-самолет (развести руки в стороны ладошками вверх, поднять голову, вдох)
Отправляется в полет (задержать дыхание)
Жу-жу-жу (выдох, произнести ж-ж-ж)
«Мышка и Мишка»
У Мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться посмотреть на руки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш).
Мышка ходит в гости к Мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадет (развести руки в стороны, походить на пяточках).
Правила выполнения дыхательной гимнастики в детском саду
Проведение с дошкольниками дыхательной гимнастики имеет определенные нюансы:
Воздух в помещении обязательно должен быть свежим, но не холодным.
Очень полезно делать гимнастику на улице. Помимо специальных игровых упражнений, хорошо просто предложить детям вдохнуть полной грудью свежий аромат природы, обратить внимание, как чудесно пахнут цветы на клумбе. Это не только укрепит дыхательные органы, но и обогатит детские представления об окружающем мире. А после прогулки в холодную погоду можно интенсивно подуть на свои ладошки, чтобы согреть их (это тоже полезное дыхательное упражнение)
Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут.
Мышцы тела ребенка не должны быть напряжены.
Если у малыша насморк, перед гимнастикой следует очистить носовые ходы:
Упражнения непременно должны быть регулярными, поскольку оздоровительный эффект наблюдается после длительного курса.
Если у какого-то ребенка плохое настроение, и он не расположен к занятиям, то нельзя заставлять его тренироваться. Пользы это не принесет, ведь важен позитивный настрой. Воспитатель должен проявить фантазию, чтобы малыш сам захотел включиться в деятельность.
Дыхательную гимнастику нельзя выполнять сразу после приема, это чревато тошнотой и даже рвотой. Нужно выдержать паузу не менее получаса. Запрещено делать упражнения и на голодный желудок- у ребенка может просто закружиться голова.
В процессе выполнения гимнастики нужно следить за состоянием дошкольников. Если кто-то побледнел или покраснел, прикрыл глаза, стал часто дышать, то сразу нужно предложить этому ребенку отдохнуть.
Одно и то же упражнение с течением временем можно усложнять. Например, не просто греть ручки после прогулки- направлять на них глубокое теплое дыхание, а сопровождать свои действия протяжным произношением гласных звуков («а», «о», «у»).
Возрастные особенности дошкольников
Практиковать дыхательную гимнастику можно уже с первой младшей группы. Для малышей 2-3 лет это должна быть исключительно веселая игра, в которой воспитатель участвует наравне с дошкольниками. Вначале нужно доходчиво объяснить малышам, что из себя представляет дыхание. Для этого можно, к примеру, поиграть с одуванчиком на участке детского сада. Глубокий выдох, от которого разлетаются белые пушинки, делается вначале ртом, а затем носом. Чтобы заинтересовать самых маленьких дошкольников игровыми упражнениями воспитатель предлагает поиграть, перевоплотиться в кого или что- либо: «А давайте вы будете насосами!» или «Представьте, что ваш живот- это воздушный шарик!».
Воспитанники средней группы уже более самостоятельные, усидчивые. В этом возрасте нужно ребят прислушиваться к дыханию, характеризовать его глубину, силу (тихое либо шумное, частоту, прослеживать, куда направляется воздушная струя, каким образом двигается грудная клетка. Дыхательные упражнения усложняются: появляются повороты влево, вводится соревновательный элемент.
В старшем же дошкольном звене,помимо прочих упражнений и игр, уже можно практиковать методику А. Стрельниковой. Ведь дети с помощью педагога осознанно подходят к выполнению полезных заданий.
Пособия и картинки для проведения дыхательных упражнений в детском саду
Выполнять упражнения на развитие дыхание всегда интереснее с использованием различных пособий. В основном они предназначены для индивидуальной работы, хотя некоторые игры рассчитаны сразу на двух детей:
Замечательным тренажером является - «Вертушка» (малышам нравится наблюдать, как ветер приводит в движение яркие элементы, а возможность подуть на них приводит в восторг).
«Мини футбол»
«Волшебные бутылочки» (в каждой бутылочке находится, атрибуты определенного времени года, а в крышках есть отверстие, где вставлены трубочки)
«Бабочки на ниточках»
«Воздушный шарик»
«Сдуй шапку с одуванчика» (летом на участке дуем пушинки белые)
«Кораблики» (в тазике с водой помещаем бумажные кораблики,а детям предлагаем подуть кораблики)
«Обжорки» (разноцветные шарики нужно задуть в ворота, представленные в виде ротика забавного существа)
«Мыльные пузыри»
При работе со старшими детьми для выполнения полезных упражнений можно использовать картинки (воспитатель не объясняет задание, она просто показывает нужное изображение, а дети выполняют соответствующее упражнение.
Примеры картинок:
«Свеча» (ее нужно подуть)
«Роза» (дети глубоко вдыхают ее аромат)
«Одуванчики» (нужно очень сильно дуть, чтобы разлетелись воображаемые пушинки)
«Воздушные шарики»(Дети его надувают с помощью нескольких выдохов)
«Подводный мир» (Дети зажимают носики и приседают, словно спрятались по воду).Так просидеть нужно 20-30 секунд, затем встать и сделать глубокий вдох.
Вывод
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения. В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание- основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха сильной воздушной струи.