Светлана Решетина
Два притопа, три прихлопа, или Работа над ошибками. Практические советы музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Практические советы музыкального руководителя.
Два притопа, три прихлопа…Ну что тут трудного? Многим музыкантам в детских садах приходилось слышать эту фразу – от друзей, от коллег-воспитателей, от родителей. И действительно трудно объяснить несведущему человеку, почему ребёнок говорит своим ладошкам «раз-два-три», а ладошки весело и звонко отхлопывают 5-6-7 раз…сколько им (ладошкам) захочется.
Публикация «Два притопа, три прихлопа, или Работа над ошибками, Практические советы музыкального руководителя» размещена в разделах
Существуют дидактические игры на развитие чувства ритма, всевозможные ритмические «приговорки»…А есть волшебные слова. Всего-то три слова – «вот-и-всё». Эти слова преобразили всю мою работу по музыкальному движению дошкольников.
Итак, начнем с ошибок. Сразу оговорюсь, что в этой статье я не буду касаться игровых ситуаций, в которых будут отрабатываться движения, а объясню только техническую сторону, подсказку для педагога.
Ошибка. Говорить малышу «раз-два-три» и просить под этот счёт хлопать в ладоши.
Совет. Давайте начнём с понятного для малыша. Предложим ему сказать язычком «вот-и-всё» несколько раз. Потом предложим сказать эти слова язычком и ладошками. Вы увидите, что на слове «всё» ладошки остановятся. Поначалу ребенок может хлопнуть не три, а четыре раза, и чуть быстрее, чем нужно, но очень быстро он понимает, что ладошки его не слушаются. Постепенно он начинает чувствовать и контролировать своё движение. И на последнем этапе мы просим детей язычок спрятать, пусть говорят одни ладошки.
Поговорим теперь о двух медленных и трёх быстрых хлопках (две четверти, две восьмые и четверть).
Ошибка. Совершенно непродуктивно предлагать ребенку выполнять это движение под счёт.
Совет. У нас есть два уха. Давайте хлопнем сначала одному («хлоп», а потом другому («хлоп», а теперь носику скажем ладошками «вот-и-всё». У нас получилось весьма выразительное танцевальное движение – «хлоп-хлоп, вот-и-всё».
Теперь нам с прихлопами все ясно, перейдём к притопам.
Ошибка. Произносить счёт, трёхсложные слова («пе-ту-шок», например, демонстрировать движение взрослым и т. д.
Совет. Пусть теперь волшебные слова скажут наши ножки. Сначала вместе с языком и громко. Нужно, чтобы ребёнок хорошо прочувствовал момент остановки. На следующем этапе прячем язычок, и пусть говорят только ноги. Они могут говорить громко и тихо, тяжело и осторожно…как вам подскажет фантазия. А на следующем этапе наши ножки заскучали на одном месте. Им захотелось поговорить в разных местах. И каждое «вот-и-всё» наши ножки скажут чуть впереди…потом еще чуть впереди…И здесь нас поджидает еще одна ошибка: ту ногу, которая при остановке остается чуть сзади, ребёнок норовит подтянуть. Совет. Обычно бывает достаточно сказать, что ножки тоже должны слушаться. Раз им язычок говорит «всё», то нужно замереть так, как остановились. А поскольку опорной оказывается нога спереди, то непроизвольно ребёнок начинает следующее движение с той ноги, которая сзади.
И тут выясняется удивительная вещь - мы двигаемся практически переменным шагом, мы формально поняли его структуру. И это - к середине средней группы! А дальше – простор для фантазии практически неограничен. Какую окраску вы будете придавать этому шагу, какой характер будет носить это движение – зависит от многих факторов.
Вот еще несколько движений, которые дети легко усваивают, если только устранить часто допускаемую музыкальными руководителями ошибку.
«Ковырялочка».
Ошибка. Движение выполняется формально, скованно, без необходимого задора и, как правило, с опережением музыкального сопровождения.
Совет. Движение ноги «мысок-пятка» обязательно должно выполняться вверх и быть острым.
Положить перед каждым ребёнком лист бумаги А4. Ребёнок становится двумя ногами поперек листа – это его островок. Вокруг – горячий песок. Давайте попробуем, какой он горячий. Сначала попробуем мысочком – Ай! – нога отскочила от горячего песка. Потом попробуем пяточкой – Ой! – пятка отскочила от горячего песка. А потом обе ноги на островке сказали – «вот-и-всё». Получилось движение «ай-ой, вот-и-всё».
«Пружинный шаг».
Ошибка. Дети выполняют движение, основываясь на полуприседании. Это приводит к тому, что дети двигаются неуклюже, тяжело, сгибая спину и «клюя» носом.
Совет. Попробуйте сделать основой этого движения не полуприседание, а, наоборот, распрямление. Скажите детям, что пружинка не может находиться в сжатом состоянии, она стремится разжаться. То есть, музыкальный руководитель должен сам понять, что движение нужно выполнять не вниз, а вверх, как бы подпрыгивая. И движение в исполнении детей сразу приобретёт легкость, полётность, игривость.
Бег или кружение с отбрасыванием ног назад.
Ошибка. Вот как раз будет ошибкой объяснять это движение детям так, как оно называется. Если вы предложите детям отбрасывать ноги назад, вы именно это и получите – ребята будут отбрасывать ноги, искренне полагая, что чем дальше, тем лучше.
Совет. Делайте упор не на отбрасывании ног назад, а на поднимании пяточек повыше. А во-вторых, отрабатывайте это движение не на беге, а на пружинном шаге. Удивительное дело – в итоге получается бег, а не шаг.
«Точка» каблучком или мысочком.
Ошибка. Обычно дети выполняют это движение одной ногой, громко стуча пяткой и сгибая ногу в колене.
Совет. Если мы выполняем выставление на каблучок или мысок ноги, то она должна быть прямой. Её нужно только вынести вперёд и чуть-чуть приподнять над полом. А опорная нога должна выполнять небольшое полуприседание. Визуально мы получим именно выставление вытянутой ноги на пятку или мысок. Движение получится изящным, лёгким и бесшумным.
Обобщая всё вышесказанное, мне хотелось бы донести до музыкальных руководителей мысль о том, что количество «репетиций» далеко не всегда переходит в качество, если не проанализировать ситуацию и не найти причину неудачи. Иногда причина ошибки настолько проста, что ее надо только увидеть. Иногда лежит достаточно глубоко и приходится пересматривать общепринятые взгляды, чтобы ее устранить. Но ясно одно – её (причину) надо искать, и, как правило, не в детях.