Наталия Малая
НОД по духовно-нравственному воспитанию «Родословная — старинная русская традиция»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель НОД: закреплять, имеющиеся представления у детей о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о традициях и обычаях. Воспитывать любовь к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам; уважительное отношение к старшим. Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о семье, семейные фотографии, занятие: «Моя семья», заучивание стихов, пословиц о семье, понимать и объяснять их смысл, рисование на тему: «Моя семья».
Публикация «НОД по духовно-нравственному воспитанию „Родословная — старинная русская традиция“» размещена в разделах
Активизация словаря: родные, родственники, предки, батюшка, матушка, сестрица, братец, прялка, веретено, кудель, колыбель, рубель, глечик, скрыня – объяснить значение старинных слов.
Материал: интерьер старинной избы, дети в народных костюмах, фотографии, клеенка, кисточки, клей, салфетки, пирамидка, схема – образ семьи.
- Дети, мы с вами много говорили о семье, родных, рассматривали фотографии. А что такое семья, для чего она нужна?
Дети:- семья нужна, потому что без нее скучно.
- семья нужна, чтобы друг другу помогали, ухаживали, заботились.
- семья – это много, много человек, которые любят друг друга.
- семья – это когда мама и папа никогда не ссорятся и не ругаются.
- в семье главное – любовь.
- в семье друг к другу относятся вежливо.
- Дети, а кто знает стихи о семье?
«Семья – это слово родное!
Сколько в нем света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными
За все их заслуги, за все их дела!
Глаза материнские нас согревают.
Как солнца сиянье, они горячи.
А руки отца от беды заслоняют
Забота родных – как солнца лучи!»
- Дети, а какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети: «Не нужен и клад, коли в семье лад»
«При солнышке тепло, а при матери добро»,
«Материнская ласка не знает конца»,
«Нет такого дружка, как родная матушка»,
«Братская любовь лучше каменных стен»,
«Птица рада весне, а младенец – матери»,
«Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка»,
«Вся семья вместе, так и душа на месте»,
«Изба детьми весела»,
«Золото, серебро не стареют, отец и мать цены не имеют».
- Молодцы дети, много пословиц знаете. Мамы и папы, бабушки и дедушки – они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?
Дети: родные, родственники, родычи, предки.
- Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами отправимся в путешествие к дальним – дальним родственникам – предкам. Но для этого нам надо надеть на голову папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время – остановись! К нашим предкам – повернись!» (Открыть шторы, надеть папаху, закрыть глаза и повернуться три раза).
(В это время раздвинуть шторы. Интерьер старинной избы. Дети в костюмах, выходит девочка с хлебом-солью, кланяется.)
Девочка: Здравствуйте, гости дорогие! На Руси в обычае встречать гостей хлебом-солью.
- Большое спасибо! Вот мы и очутились в гостях у наших предков. Ребята, а что подсказывает нам, что это старинная изба?
Дети: Есть печь, деревянный стол, лавки.
- В старину семьи были большие. Расскажите, пожалуйста, о своей большой и дружной семье.
Девочка: Самые старшие и уважаемые люди в семье дедушка и бабушка. Их все почитают и слушаются, не перечат, не перебивают и не капризничают.
- А что делает бабушка?
Девочка: Бабушка на прялке прядет пряжу.
- Прялка – удивительный предмет. Она нужна была для того, чтобы прясть пряжу – шерстяные нитки. Кудель, клочок шерсти, нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали шерстяную нить, наматывали ее на веретено.
Девочка: Рядом с дедушкой мой батюшка. Матушка хлопочет у печки, готовит обед.
- В каждой крестьянской избе была печь. Она согревала избу, в ней готовили еду, на лежанке отдыхали. Еду готовили в чугунке. Он тяжелый, чугунный, зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. А ложки раньше были деревянные. Молоко хранили в глиняной посуде, которая называется глечик. Молоко в нем долго не прокисает. Сундук называли скрыня.
- А братья, сестры у тебя есть?
Девочка: Да. Моя сестрица старшая качает в колыбели младшего братца. Дети в семье всегда помогают родителям.
- А что делаешь ты?
Девочка: Я глажу белье.
- Раньше белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким и пахучим.
Девочка: Семья у нас хорошая, дружная, трудолюбивая, все заботятся друг о друге. А еще на Руси любят и умеют веселиться, песни петь, хороводы водить, в игры играть. Такие у нас обычаи, традиции. Хотите, я научу вас новой игре.
Физминутка : Игра «Ручеек».
- Спасибо тебе, за хлеб-соль, за интересный рассказ. До свидания. А нам пора домой.
(Надеть шапку «Время, время – остановись! И назад домой вернись!»)
- Обычай – это то что принято делать обычно, по привычке, каждый день. Традиции – издавна принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов детям, внукам и со временем становились традициями.
- Давайте еще раз повторим, какие были обычаи в старину.
Дети: - Дети уважали и почитали старших.
- Люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными.
- Обращались друг с другом ласково, с уважением.
- Помогали друг другу.
- Любили петь, хороводы водить, играть.
- Как обращались друг к другу в семье? Как ласково, уважительно называли маму, папу, других членов семьи?
Дети: батюшка, матушка, сестрица, братец.
- Какие хорошие и замечательные обычаи! Мы тоже постараемся следовать им, будем поддерживать традиции.
- В старину люди очень хорошо знали своих родных, родственников, предков. Предки – это наши родные, которые жили до нас, вперед нас, перед, пред нами. Мы их потомки, мы живем потом, после них.
- С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках. Родословная рассказывает об истории семьи.
- Как вы думаете, с кого следует начать родословную?
Дети: С дедушки и бабушки.
- Почему нужно начать с дедушки и бабушки?
Дети: потому что они самые старшие в семье.
- Любой род можно представить в виде этих колец. Первое кольцо – это дедушка и бабушка. Следующее кольцо, как мы его назовем? (Мама и папа) это кольцо – дети, т. е. вы. Следующее кольцо – это ваши будущие дети. Что же у нас получилось? (Пирамидка)
- По пирамидке можно рассказать о родословной любой семьи. Так что же такое родословная? (Это рассказ о семье.)
- Ребята, а сейчас вы попробуете создать свой красивый образ семьи, дружной и крепкой. Подумайте, какой вы видите свою семью, на что это будет похоже? На столах у вас есть все необходимое. Приступайте к работе.
(Во время работы воспитатель подходит к каждому ребенку и спрашивает, что они делают.)
Дети: - У меня будет подкова. Подкова приносит счастье, я хочу, чтобы моя семья была самая счастливая.
- У меня получилось солнышко. Солнце приносит тепло, радость. Я хочу, чтобы в моей семье было тепло и уютно.
- А у меня получился большой дом, в котором живет моя дружная семья.
- И т. д.
(По мере выполнения детьми работ, воспитатель выставляет их на доске.)
- Сегодня мы с вами попробовали создать свой яркий и красивый образ семьи. Все семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу