Лучший педагог года

Формирование семейных ценностей у дошкольников через взаимодействие с социальными партнерами

Светлана Муланурова
Формирование семейных ценностей у дошкольников через взаимодействие с социальными партнерами
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАМКАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

С. В. Муланурова, воспитатель

МБДОУ НГО Детский сад №16 «Светлячок», п. Лобва

«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Темочки:

В. А. Сухомлинский[2]

Проблема духовно-нравственного воспитания детей наиболее актуальна в современной педагогике. Это связано с тем, что наши дети растут в мире с размытыми представлениями о семейных ценностях, нравственности, духовности, в мире полном агрессии и злобы. Закладка духовно-нравственной основы у ребёнка происходит в дошкольном возрасте, поэтому наша задача, не упустить этот важный период в жизни ребёнка.

Конечно, детский сад играет важную роль в духовно-нравственном становлении ребенка. Но ведущая роль принадлежит семье, родителям, самым близким людям. Как показывает практика, самое сложное в работе с детьми – это работа со взрослыми. Давайте посмотрим на современные семьи. Есть семьи с духовно-нравственным обескультуриванием, из-за этого у педагога возникают определенные трудности в работе с родителями воспитанников. Современные родители не понимают, что такое «ответственность» за воспитание,что у семьи ключевая роль в становлении личности ребёнка, что важнейшая функция семьи – это передача культурных и жизненных ценностей. Поэтому цель моей работы,взаимообогащение знаниями и педагогическое просвещение родителей в вопросе духовно-нравственного воспитания детей, а также формирование нравственных и духовных качеств дошкольников через взаимодействие с социальными партнёрами.

Самым главным нашим социальным партнёром являются семьи воспитанников. Ежегодно заполняются социальные карты семей, и по результатам обследования планируется работа с родителями. Первостепенное внимание уделяется многодетным и неполным семьям. Над такими семьями ведётся шефская работа. Эта работа добровольная, как со стороны семей, так и со стороны воспитателя. Целью шефской работы, является педагогическая и психологическая образованность родителей, эмоциональное и духовное оздоровление семьи, выявление талантливых детей, приобщение к традиционным семейным ценностям. Разрабатывается перспективный план работы, он включает в себя беседы, консультации, посещение семей воспитателем. Поначалу родителями с неким скепсисом воспринималась шефская работа. Они ожидали, что воспитатель будет приходить к ним в дом с нравоучениями и наставлениями. Но в процессе работы, они начинали понимать, что педагог не «назойливая муха», пытающаяся научить их воспитывать детей,а друг и соратник, в этом нелёгком деле. Что в любой момент они могут обратиться за советом, посильной помощью. И их не осудят, а помогут добрым советом, наставят на верный путь.

Посещая семьи своих воспитанников, педагог знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребёнка (сёстрами и братьями, бабушками и дедушками)[3,c.63].

С 1 сентября 2023 года все дошкольные учреждения перешли на новую образовательную программу ФОП ДО. В соответствии с которой, дошколят нужно не только обучать и развивать, но и формировать у них духовно-нравственные ценности, гражданскую ответственность и патриотизм. Планируя работу, в этой области, наибольший акцент был сделан на совместную работу с родителями, где они выступают в роли союзников – социальных партнёров. В работу с родителями вошли встречи в семейном клубе «Мы вместе», встречи, викторины, совместные туристические походы, вечера вопросов и ответов, родительские собрания. Большое внимание в семейном клубе, уделяется работе с художественной литературой. Она активно воздействует на чувства и разум ребёнка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. При чтении художественных произведений у ребёнка складывается воображаемая картина, образ, ситуация, которая сопровождается определёнными эмоциями. Чем сильнее эмоции, тем богаче его чувства и мировоззрение. Для развития чувств, ребята рисуют картины по прочитанному произведению. Обыгрывают произведения в театральных постановках. Ну и, конечно же, никуда без загадок, пословиц и поговорок, ведь они являются жемчужинами житейской мудрости. Произведения подбираются в зависимости от конкретных воспитательных задач. Для воспитания гуманных чувств используются различные сказки, небольшие поучительные рассказы. После прочтения, проводится беседа по произведению, дается оценка действиям героев, их моральные качества. И особенность работы клуба, что эти беседы проводят с ними родители, чьё мнение для дошкольников в неоспоримом приоритете.

Здоровый дух, как говорится, может быть только в здоровом теле. Поэтому огромное внимание уделяется физическому воспитанию ребят в детском саду. Со своими воспитанниками мы участвуем в районных туристических слётах, военно-спортивной игре «Зарнице», Кроссе наций, Дне бега и многих других мероприятиях, организованных нашими социальными партнёрами. Подвижные игры помогают, провести время весело,задорно, познавательно, активно. Развивают в детях силу, ловкость, выносливость, учат справедливости. В русских народных играх, раскрывается мир народной культуры, ненавязчиво развивается культура общения. Благодаря народным играм, мы знакомим детей с традиционными русскими народными праздниками, подталкивая их к впитыванию и последующей трансляции народных традиций.

Активно проводятся совместные праздники и мероприятия,приуроченные ко дню матери, дню отца, дню пожилого человека, дню защитника отечества, новый год, рождество, масленица и т. д. Они выполняют функцию сплочения семьи, воспитание уважения ко всем членам семьи и старшему поколению, восприятию семьи как единого организма, где важен каждый элемент, несущий в себе определенные воспитательные функции. Укрепляются традиционные семейные ценности, что делает семью, как социальный институт, уникальной.

Для воспитания правильного отношения к труду,дети включаются в трудовую деятельность, у них закрепляется понятие значения труда в жизни, уважительное отношение к труду, ценности труда других и желания придти на помощь, не ожидая просьбы. Главное условие при этом –посильность труда. Труд является главным критерием оценки личности ребёнка[1,с. 77]. Для знакомства с различными профессиями, посещаются пожарная часть, магазины, почта, хлебопекарня, лесопромышленный комбинат, больница, где дети своими глазами видят труд взрослых, осознают, что трудиться – это достойно, что каждый трудится для всех, поэтому его труд важен. У них возникает желание, трудится в будущем.

Также в работу включаются экскурсии, в рамках взаимодействия с социальными партнёрами. Посещение образовательных организаций как сегмент преемственности, организаций культуры.

Участие детей в социально значимых проектах, обязательное условие воспитания нравственности. Со своими воспитанниками мы участвуем в таких проектах, как «Родники», «Ветеран», целью которых является повышение уровня гражданско-патриотического воспитания детей, через участие в социально-полезной деятельности. Экологической кейс-игре «GreenTeam». Такие участия помогают детям научиться ценить то, что подарила нам природа, бережно относиться к природным ресурсам. Проведение различных экологических мониторингов, позволяет увидеть детям процессы, проходящие при воздействии деятельности человека на окружающую среду, и делать соответствующие выводы. Возможность прикоснутся к природе, воспитывает у ребёнка чувство прекрасного, что является одним из условий воспитания гуманных чувств. Участие родителей и детей в благотворительных акциях: «Поможем братьям нашим меньшим», изготовление скворечников и кормушек для птиц, воспитывают в них такие чувства как сострадание, сочувствие чужому горю. Дети наиболее отзывчивы в отношении животных, обострённо воспринимают то, что происходит с животными. Для детей жестокий поступок в отношении животного, воспринимается, как тяжелая драма. Следовательно, отношение детей к животным это та область деятельности, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание. Милосердие, доброта, отзывчивость – это те черты характера, которые являются базовой характеристикой личности. Если ребёнок научился сопереживать с другим существом, пусть это животное, он также сочувственно отнесётся и к чужой боли, если страдает человек. Также родители вместе с детьми изготавливают подарки для участников СВО. Чем активно показывают свою гражданскую позицию.

Для приобщения детей к гражданско-патриотичекому воспитанию организуется взаимодействие с такими социальными партнёрами как местный краеведческий музей, музей общины манси «Юрты Лопаевых» в деревне Лопаево, поселковая библиотека, храм Андрея Первозванного, детско-юношеский центр патриотического воспитания имени героя Туркина.

В библиотеке дети знакомятся с историей коренных народов, развитием территории, интересными фактами из жизни поселка и знаменитыми односельчанами. Библиотека является нашим незаменимым помощником, в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников. Благодаря библиотеке, детям не только раскрывается какая-либо тема, но и прививается любовь к чтению, родному языку. С детьми проводятся литературные игры, книжные выставки, беседы, викторины. Да и просто, иногда сменить обстановку бывает очень полезно.

Чтобы в ребенке взрастить чувство гордости за свою Родину, нужно с раннего детства научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу вокруг, традиции своего народа, познакомиться с бытом предков. И как важно помнить о своём прошлом, чтобы научиться ценить настоящее. В этих вопросах нам помогают краеведческий музей и музей быта Манси. В краеведческом музее собрана богатая коллекция экспонатов, которая рассказывает о духовном и историко-культурном развитии нашего района. С душой оформлены тематические уголки. Музей быта с Мансийскими постройками расположен на берегу реки, он собирался по чердакам и дворам. Его создатели и хранители организуют незабываемые экскурсии, с катанием на каруселях и выпеканием хлеба в уличной печи. После посещения такого музея, не только дети в восторге, но и у взрослых на всю жизнь остаются незабываемые впечатления.

Особенно хочется отметить нашего духовного партнера – церковь. Работа по духовному воспитанию начинается с детьми в детском саду с православных бесед, знакомству с церковными праздниками, художественными образами святых. Детям свойственно задавать различные вопросы, на которые и взрослый человек иногда не знает ответ. Например: кто создал всё на земле;почему со мной случилось несчастье, если Бог желает нам добра; кто изображен на иконах; почему Рождество Христово; почему в крещение купаются, а не крестятся. Подобные детские «не детские вопросы» натолкнули нас на мысль, что с детьми нужно работать в этом направлении.

Если не привить ребенку православные понятия, то очень сложно будет объяснить ему в дальнейшем смысл многих литературных произведений, музыкальных композиций, художественных полотен. После того, как у детей сложились общие представления о православной вере, уже организуется экскурсия в храм. Почти у каждого человека наступает очень важный период в жизни, когда появляется необходимость посетить храм. Ребенку, в силу возраста, сложно понять значение его присутствия в этом месте. Поэтому задача воспитателя, объяснить для чего люди приходят в храм. Что здесь они обретают веру, духовные силы, надежду. Дать почувствовать малышам любовь и тепло у себя внутри после посещения храма. Рассказать ребёнку, что общаются с Богом при помощи молитвы. Очень сложно объяснить ребёнку, что человек не только тело, но и душа, в храме это сделать проще, наглядно показав изображения святых на иконах. Походы в храм помогают осознать важность духовности в жизни. Ведь именно душа часть божественной сущности, которая находится внутри нас. В храме ребенок учится совершать православные обряды: креститься, исповедоваться, причащаться. Сближение с православными традициями очень важно для духовного воспитания. Перед такими экскурсиями мы проводим опрос родителей, законных представителей, о согласии посещения детьми храма. Очень радует тот факт, что ни один родитель не был против посещения ребенком храма. Что говорит о присутствии духовно-нравственной культуры у родителей наших воспитанников, посредством кропотливой работы наших педагогов в этом направлении.

Выстроенная система работы, принесла определённые успехи, и это не может не радовать. Воспитание наших детей поднялось на более высокую ступень. Выпускники нашего сада, обладают определенным уровнем знаний, отличаются вежливостью, умением контролировать свое поведение, и как бонус, наделены душевной красотой. Наши дети умеют доверять миру. Ощущают себя личностью, которую любят, слышат, уважают.

Список источников:

1. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – Москва: «Просвещение», 1989 г

2. https://russianclassicalschool.ru/bibl/istoriya-metodik/tsitaty-dnya/item/2010-v-a-sukhomlinskij-1918-1970.html?ysclid=lugn7polg7248497255

3. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2015,203с.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализацииВзаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста "Семья - эта та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро" В. А. Сухомлинский. В современном обществе основными общечеловеческими.

Фотоотчет о работе детского сада с социальными партнерамиФотоотчет о работе детского сада с социальными партнерами Попова Валентина Фотоотчет о работе детского сада с социальными партнерами Наш детский сад проводит большую работу с социальными партнерами,.

Фотоотчет о работе с социальными партнерами — встрече детей подготовительной группы с инспекторами ДПСФотоотчет о работе с социальными партнерами — встрече детей подготовительной группы с инспекторами ДПС Попова Валентина Фотоотчет о работе с социальными партнерами - встрече детей подготовительной группы с инспекторами ДПС Детский сад открыт.

Фотоотчет о взаимодействии с социальными партнерами — встрече детей подготовительной группы со стоматологомФотоотчет о взаимодействии с социальными партнерами — встрече детей подготовительной группы со стоматологом Попова Валентина Фотоотчет о взаимодействии с социальными партнерами - встреча детей подготовительной группы со стоматологом Детский.

Фотоотчёт о семинаре для педагогов «Формирование семейных ценностей у детей дошкольников в различных видах деятельности»Фотоотчёт о семинаре для педагогов «Формирование семейных ценностей у детей дошкольников в различных видах деятельности» В рамках Года Семьи в МБДОУ "Дельфин" состоялся семинар - практикум для педагогов дошкольного образования "Формирование семейных ценностей.

Фотоотчёт о создании социального плаката для популяризации традиционных семейных ценностейФотоотчёт о создании социального плаката для популяризации традиционных семейных ценностей «Семья – это основа основ. Именно дома в семейной обстановке во многом формируется личность и мировоззрение человека, его духовно-нравственные.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование семейных ценностей у дошкольников через взаимодействие с социальными партнерами
Опубликовано: 7 июня 2024 в 11:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование семейных ценностей у дошкольников через взаимодействие с социальными партнерами» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Муланурова (УИ 3045623) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД