Светлана Муланурова
Формирование семейных ценностей у дошкольников через взаимодействие с социальными партнерами
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАМКАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
С. В. Муланурова, воспитатель
МБДОУ НГО Детский сад №16 «Светлячок», п. Лобва
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Публикация «Формирование семейных ценностей у дошкольников через взаимодействие с социальными партнерами» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский[2]
Проблема духовно-нравственного воспитания детей наиболее актуальна в современной педагогике. Это связано с тем, что наши дети растут в мире с размытыми представлениями о семейных ценностях, нравственности, духовности, в мире полном агрессии и злобы. Закладка духовно-нравственной основы у ребёнка происходит в дошкольном возрасте, поэтому наша задача, не упустить этот важный период в жизни ребёнка.
Конечно, детский сад играет важную роль в духовно-нравственном становлении ребенка. Но ведущая роль принадлежит семье, родителям, самым близким людям. Как показывает практика, самое сложное в работе с детьми – это работа со взрослыми. Давайте посмотрим на современные семьи. Есть семьи с духовно-нравственным обескультуриванием, из-за этого у педагога возникают определенные трудности в работе с родителями воспитанников. Современные родители не понимают, что такое «ответственность» за воспитание,что у семьи ключевая роль в становлении личности ребёнка, что важнейшая функция семьи – это передача культурных и жизненных ценностей. Поэтому цель моей работы,взаимообогащение знаниями и педагогическое просвещение родителей в вопросе духовно-нравственного воспитания детей, а также формирование нравственных и духовных качеств дошкольников через взаимодействие с социальными партнёрами.
Самым главным нашим социальным партнёром являются семьи воспитанников. Ежегодно заполняются социальные карты семей, и по результатам обследования планируется работа с родителями. Первостепенное внимание уделяется многодетным и неполным семьям. Над такими семьями ведётся шефская работа. Эта работа добровольная, как со стороны семей, так и со стороны воспитателя. Целью шефской работы, является педагогическая и психологическая образованность родителей, эмоциональное и духовное оздоровление семьи, выявление талантливых детей, приобщение к традиционным семейным ценностям. Разрабатывается перспективный план работы, он включает в себя беседы, консультации, посещение семей воспитателем. Поначалу родителями с неким скепсисом воспринималась шефская работа. Они ожидали, что воспитатель будет приходить к ним в дом с нравоучениями и наставлениями. Но в процессе работы, они начинали понимать, что педагог не «назойливая муха», пытающаяся научить их воспитывать детей,а друг и соратник, в этом нелёгком деле. Что в любой момент они могут обратиться за советом, посильной помощью. И их не осудят, а помогут добрым советом, наставят на верный путь.
Посещая семьи своих воспитанников, педагог знакомится с опытом семейного воспитания. Кроме того, такие посещения дают воспитателю возможность общаться не только с матерью и отцом, но и с остальными членами семьи, часто принимающими участие в воспитании ребёнка (сёстрами и братьями, бабушками и дедушками)[3,c.63].
С 1 сентября 2023 года все дошкольные учреждения перешли на новую образовательную программу ФОП ДО. В соответствии с которой, дошколят нужно не только обучать и развивать, но и формировать у них духовно-нравственные ценности, гражданскую ответственность и патриотизм. Планируя работу, в этой области, наибольший акцент был сделан на совместную работу с родителями, где они выступают в роли союзников – социальных партнёров. В работу с родителями вошли встречи в семейном клубе «Мы вместе», встречи, викторины, совместные туристические походы, вечера вопросов и ответов, родительские собрания. Большое внимание в семейном клубе, уделяется работе с художественной литературой. Она активно воздействует на чувства и разум ребёнка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. При чтении художественных произведений у ребёнка складывается воображаемая картина, образ, ситуация, которая сопровождается определёнными эмоциями. Чем сильнее эмоции, тем богаче его чувства и мировоззрение. Для развития чувств, ребята рисуют картины по прочитанному произведению. Обыгрывают произведения в театральных постановках. Ну и, конечно же, никуда без загадок, пословиц и поговорок, ведь они являются жемчужинами житейской мудрости. Произведения подбираются в зависимости от конкретных воспитательных задач. Для воспитания гуманных чувств используются различные сказки, небольшие поучительные рассказы. После прочтения, проводится беседа по произведению, дается оценка действиям героев, их моральные качества. И особенность работы клуба, что эти беседы проводят с ними родители, чьё мнение для дошкольников в неоспоримом приоритете.
Здоровый дух, как говорится, может быть только в здоровом теле. Поэтому огромное внимание уделяется физическому воспитанию ребят в детском саду. Со своими воспитанниками мы участвуем в районных туристических слётах, военно-спортивной игре «Зарнице», Кроссе наций, Дне бега и многих других мероприятиях, организованных нашими социальными партнёрами. Подвижные игры помогают, провести время весело,задорно, познавательно, активно. Развивают в детях силу, ловкость, выносливость, учат справедливости. В русских народных играх, раскрывается мир народной культуры, ненавязчиво развивается культура общения. Благодаря народным играм, мы знакомим детей с традиционными русскими народными праздниками, подталкивая их к впитыванию и последующей трансляции народных традиций.
Активно проводятся совместные праздники и мероприятия,приуроченные ко дню матери, дню отца, дню пожилого человека, дню защитника отечества, новый год, рождество, масленица и т. д. Они выполняют функцию сплочения семьи, воспитание уважения ко всем членам семьи и старшему поколению, восприятию семьи как единого организма, где важен каждый элемент, несущий в себе определенные воспитательные функции. Укрепляются традиционные семейные ценности, что делает семью, как социальный институт, уникальной.
Для воспитания правильного отношения к труду,дети включаются в трудовую деятельность, у них закрепляется понятие значения труда в жизни, уважительное отношение к труду, ценности труда других и желания придти на помощь, не ожидая просьбы. Главное условие при этом –посильность труда. Труд является главным критерием оценки личности ребёнка[1,с. 77]. Для знакомства с различными профессиями, посещаются пожарная часть, магазины, почта, хлебопекарня, лесопромышленный комбинат, больница, где дети своими глазами видят труд взрослых, осознают, что трудиться – это достойно, что каждый трудится для всех, поэтому его труд важен. У них возникает желание, трудится в будущем.
Также в работу включаются экскурсии, в рамках взаимодействия с социальными партнёрами. Посещение образовательных организаций как сегмент преемственности, организаций культуры.
Участие детей в социально значимых проектах, обязательное условие воспитания нравственности. Со своими воспитанниками мы участвуем в таких проектах, как «Родники», «Ветеран», целью которых является повышение уровня гражданско-патриотического воспитания детей, через участие в социально-полезной деятельности. Экологической кейс-игре «GreenTeam». Такие участия помогают детям научиться ценить то, что подарила нам природа, бережно относиться к природным ресурсам. Проведение различных экологических мониторингов, позволяет увидеть детям процессы, проходящие при воздействии деятельности человека на окружающую среду, и делать соответствующие выводы. Возможность прикоснутся к природе, воспитывает у ребёнка чувство прекрасного, что является одним из условий воспитания гуманных чувств. Участие родителей и детей в благотворительных акциях: «Поможем братьям нашим меньшим», изготовление скворечников и кормушек для птиц, воспитывают в них такие чувства как сострадание, сочувствие чужому горю. Дети наиболее отзывчивы в отношении животных, обострённо воспринимают то, что происходит с животными. Для детей жестокий поступок в отношении животного, воспринимается, как тяжелая драма. Следовательно, отношение детей к животным это та область деятельности, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание. Милосердие, доброта, отзывчивость – это те черты характера, которые являются базовой характеристикой личности. Если ребёнок научился сопереживать с другим существом, пусть это животное, он также сочувственно отнесётся и к чужой боли, если страдает человек. Также родители вместе с детьми изготавливают подарки для участников СВО. Чем активно показывают свою гражданскую позицию.
Для приобщения детей к гражданско-патриотичекому воспитанию организуется взаимодействие с такими социальными партнёрами как местный краеведческий музей, музей общины манси «Юрты Лопаевых» в деревне Лопаево, поселковая библиотека, храм Андрея Первозванного, детско-юношеский центр патриотического воспитания имени героя Туркина.
В библиотеке дети знакомятся с историей коренных народов, развитием территории, интересными фактами из жизни поселка и знаменитыми односельчанами. Библиотека является нашим незаменимым помощником, в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников. Благодаря библиотеке, детям не только раскрывается какая-либо тема, но и прививается любовь к чтению, родному языку. С детьми проводятся литературные игры, книжные выставки, беседы, викторины. Да и просто, иногда сменить обстановку бывает очень полезно.
Чтобы в ребенке взрастить чувство гордости за свою Родину, нужно с раннего детства научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу вокруг, традиции своего народа, познакомиться с бытом предков. И как важно помнить о своём прошлом, чтобы научиться ценить настоящее. В этих вопросах нам помогают краеведческий музей и музей быта Манси. В краеведческом музее собрана богатая коллекция экспонатов, которая рассказывает о духовном и историко-культурном развитии нашего района. С душой оформлены тематические уголки. Музей быта с Мансийскими постройками расположен на берегу реки, он собирался по чердакам и дворам. Его создатели и хранители организуют незабываемые экскурсии, с катанием на каруселях и выпеканием хлеба в уличной печи. После посещения такого музея, не только дети в восторге, но и у взрослых на всю жизнь остаются незабываемые впечатления.
Особенно хочется отметить нашего духовного партнера – церковь. Работа по духовному воспитанию начинается с детьми в детском саду с православных бесед, знакомству с церковными праздниками, художественными образами святых. Детям свойственно задавать различные вопросы, на которые и взрослый человек иногда не знает ответ. Например: кто создал всё на земле;почему со мной случилось несчастье, если Бог желает нам добра; кто изображен на иконах; почему Рождество Христово; почему в крещение купаются, а не крестятся. Подобные детские «не детские вопросы» натолкнули нас на мысль, что с детьми нужно работать в этом направлении.
Если не привить ребенку православные понятия, то очень сложно будет объяснить ему в дальнейшем смысл многих литературных произведений, музыкальных композиций, художественных полотен. После того, как у детей сложились общие представления о православной вере, уже организуется экскурсия в храм. Почти у каждого человека наступает очень важный период в жизни, когда появляется необходимость посетить храм. Ребенку, в силу возраста, сложно понять значение его присутствия в этом месте. Поэтому задача воспитателя, объяснить для чего люди приходят в храм. Что здесь они обретают веру, духовные силы, надежду. Дать почувствовать малышам любовь и тепло у себя внутри после посещения храма. Рассказать ребёнку, что общаются с Богом при помощи молитвы. Очень сложно объяснить ребёнку, что человек не только тело, но и душа, в храме это сделать проще, наглядно показав изображения святых на иконах. Походы в храм помогают осознать важность духовности в жизни. Ведь именно душа часть божественной сущности, которая находится внутри нас. В храме ребенок учится совершать православные обряды: креститься, исповедоваться, причащаться. Сближение с православными традициями очень важно для духовного воспитания. Перед такими экскурсиями мы проводим опрос родителей, законных представителей, о согласии посещения детьми храма. Очень радует тот факт, что ни один родитель не был против посещения ребенком храма. Что говорит о присутствии духовно-нравственной культуры у родителей наших воспитанников, посредством кропотливой работы наших педагогов в этом направлении.
Выстроенная система работы, принесла определённые успехи, и это не может не радовать. Воспитание наших детей поднялось на более высокую ступень. Выпускники нашего сада, обладают определенным уровнем знаний, отличаются вежливостью, умением контролировать свое поведение, и как бонус, наделены душевной красотой. Наши дети умеют доверять миру. Ощущают себя личностью, которую любят, слышат, уважают.
Список источников:
1. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – Москва: «Просвещение», 1989 г
2. https://russianclassicalschool.ru/bibl/istoriya-metodik/tsitaty-dnya/item/2010-v-a-sukhomlinskij-1918-1970.html?ysclid=lugn7polg7248497255
3. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2015,203с.