Поцелуева Ирина
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста через экологию
Поцелуева И. А., воспитатель МБДОУ № 25, г. Орёл
Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами [1]…. Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо [2]…
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством экологии» размещена в разделах
Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Она оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше [1].
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребё нка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы, и тут же их бросают, мучают – «ласкают» котёнка и пр.) [2].
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.
У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать», тем не менее, ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. Поэтому так важно включить ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке» и т. п.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесённые в Красную книгу, познакомить детей с лекарственными травами, рассказать почему, их так называют. Дети легко запоминают такие растения, как «мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. после таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространённым. Таким образом, каждый ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не ломать», «не топтать», а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).
Важно создать эмоциональный контакт ребё нка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц, журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
ДОУ в своей работе по духовно-нравственному образованию опирается на следующие целевые ориентиры:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Формирование экологических представлений и духовно-нравственное образование детей неразделимы. Осознавая себя частью окружающего мира ребенок учится воспринимать окружающий его мир с уважением и интересом.
Работа педагога ведется на прогулке (наблюдения, эксперименты, опыты, индивидуально, на ООД и дистанционно. При необходимости можно создавать и отправлять задания в родительские чаты, выкладывать в группе ВК, на сайте детского сада. Обязательно при реализации образовательных целей дистанционно включение родителей и тесное с ними взаимодействие.
Существует обратная с родителями связь в мессенджерах и социальных сетях, которые высоко оценивают предложенные задания и с удовольствием выполняют их вместе с детьми. Это позволяет мне оценивать мою работу как результативную.
Список литературы:
1. Николаева С. Н., Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2003с. 93
2. Шаталова, Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой / Л. Н. Шаталова. — Текст: непосредственный // Педагогика : традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 101-103.