Трачук Оксана
Досуг, посвящённый Дню народного единства «Мы живём в России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать уважение к представителям разных народов России и их обычаям. Развивать интерес к здоровому образу жизни, стремление заниматься спортом
Задачи:
1. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках.
2. Углублять и уточнять представления о Родине — России; закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.
Публикация «Досуг, посвящённый Дню народного единства „Мы живём в России“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Сценарии праздника 4 ноября
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
3. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; развивать интерес к народным играм.
4. Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря. Пополнять литературный багаж стихотворениями о России
5. Развивать ловкость, быстроту, выносливость, реакцию, умение действовать и принимать решения в не стандартных ситуациях.
6. Формировать у детей активность, любознательность, отзывчивость, умение управлять своим поведением в коллективе.
Ход мероприятия:
Мероприятие проходит в музыкальном зале. Дети заходят в зал под марш с флажками в руках. Под команду перестраиваются в колонну по два, затем в колонну по четыре. Выполняют О Р У по показу инструктора и садятся на стулья полукругом, лицом к экрану.
(слайд 1 – день народного единства)
Ведущий:
Здравствуйте ребята! 4 ноября вся наша страна отмечает праздник День народного единства. Посмотрите на экран. Кто может ответить, что на нем изображено?
(слайд 2 - карта России)
Дети: Россия.
Ведущий: Как еще можно назвать эту страну?
Дети: Родина, отчизна, отечество, держава.
Ведущий: Что же такое, Родина?
Дети: стихотворение Владимира Степанова «Что мы Родиной зовем?»
(слайд 3 - березовая роща)
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
(слайд 4 - пшеничное поле)
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
(слайд 5 - флаг над Кремлем)
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Дети: «Песня о России», муз. М. Сутягиной, сл. Е. Никоновой.
Ведущий: Как и все страны мира, все государства, существующие на земле, Россия имеет свои флаг и герб. Наш флаг еще называется триколор, потому что состоит из полотнищ трех цветов: белого, синего и красного. Каждый цвет символичен. Белый – цвет мира и чистоты; синий - неба и надежды; красный - славы и отваги.
Герб России – золотой двуглавый орел.
Ребенок:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Ведущий: Ребята, а знаете ли вы о том, что каждое государство имеет не только герб и флаг, но ещё и главную музыку страны? А как она называется? Правильно, - это Гимн России!
Как надо слушать гимн, вы знаете? Давайте встанем. Пусть прозвучит сейчас для нас Гимн России!
(Звучит «Гимн Российской Федерации», дети и взрослые слушают его стоя, затем садятся)
Ведущий: Мы живем с вами в России, самой большой стране в мире. Когда на одном ее конце дети просыпаются, то на другом - уже ложатся спать, когда в одном месте нашей страны цветут деревья, то в другом - может идти снег. Чтобы пересечь нашу страну, надо целую неделю ехать на поезде или целый день лететь на самолете. А сколько разных народов живет в России!
(слайд 6 - хоровод на фоне карты)
Дети:
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой – готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.
Песня «У моей России…»
Ведущий: Я вас приглашаю совершить путешествие по нашей стране и увидеть, как живут некоторые народы России. Ну, что, в путь?
Сначала мы отправимся в Сибирь, в Якутию (слайд 7 – Якутия). Здесь и тундра, и тайга, скалистые горы и ледовитый океан. Зимой людям очень холодно, температура может доходить до отметки минус 70 градусов! Якуты всегда ловили рыбу, охотились, пасли оленей. В древних наскальных рисунках и в современной резьбе по дереву они делятся красотой своей нелегкой жизни. Несмотря на холод, в Якутии добывают уголь и газ, золото и серебро, и даже алмазы! А дети любят играть в народные игры.
Инструктор: Сейчас давайте сыграем в народную якутскую игру «Вестовые».
На бескрайних просторах Крайнего Севера, где давным-давно зародилась эта игра, вести передавались специальными людьми — вестовыми, вроде современных почтальонов. Они ездили на оленях или собачьих упряжках. А сами «письмена» были в виде узелков на связках тесемок из тонких полосок кожи или веревок (для игры понадобятся две такие связки тесемок с узелками).
Перед началом игры дети делятся на две команды. Игра проводится в виде эстафеты: игроки каждой команды разбиваются на пары из них один «вестовой», другой «олень». «Олень» запрягается в «упряжку» (надевается скакалка на плечи и концы скакалки с ручками выводятся на зад это упряжка) «вестовой» берет «упряжку» в одну руку, а письмо в другую. Надо добежать до «столба» конуса оббежать его два раза и вернуться в команду передать письмо следующей паре, причем первым должен бежать «олень», а сзади, не отставая от него ни на шаг, бежит «вестовой». Выигрывает команда, чьи «вестовые» первыми вручат «письмо» судье по окончанию пути.
Правила:
1. «Вестовой» не должен обгонять своего «оленя».
2. Надо обязательно сделать два круга возле столба.
3. Следующий «вестовой» не имеет права выбегать навстречу игрокам своей команды, возвращающимся с «письмом».
Ведущий: А теперь отправляемся в гости в Осетию (слайд 8 – Осетия). На склонах Кавказского хребта издавна живут осетины, один из древнейших народов Кавказа. Их далекие предки первыми на территории нашей страны научились добывать и обрабатывать бронзу. Во все времена осетины прекрасные охотники и джигиты. Осетины очень гостеприимные. В каждом доме вас встретят тремя традиционными пирогами: с сыром, с мясом и со свекольной ботвой.
Инструктор: а осетинские дети играют в игру «Слепой медведь». И мы с вами сейчас сыграем в эту игру. Традиционно в этой игре внимание «слепого медведя» игроки привлекали с помощью трещоток: две де-ревянные палочки длиной с карандаш. Концы одной из палочек имели «зазубринки», при проведении по которым гладкой стороной другой палочки можно было получить своеобразный треск. Но в место трещоток мы будем использовать колокольчики. С помощью считалочки (шли дети через лес встретили медведя, ты медведь не сердись, а поймаешь улыбнись) выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза. Остальные дети приближаются к медведю и начинают звенеть колокольчиками. «Слепой медведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля. Пойманный игрок сам становится «слепым медведем».
Правила:
1. Если игрок покинет пределы игровой площадки, то он считается проигравшим.
2. Игрок, приблизившийся к медведю, должен обязательно трещать трещотками.
Ведущий: В южной части уральских гор находится республика Башкортостан со своей столицей городом Уфа (слайд 9 –Башкирия). Люди поселились в этих местах в очень древние времена. С давних времен Башкиры хранят свои обычаи и традиции. Башкиры замечательные наездники и опытные животноводы, и особенно искусные пчеловоды. Башкирский мед самый вкусный в мире. Каждую весну они празднуют пробуждение сил природы: под деревьями раскладывают узорчатые скатерти, а после трапезы кормят птиц приговаривая, угощайтесь и на будущий год опять прилетайте. И конечно, дети играют в народные Башкирские игры.
Инструктор:
- И мы сыграем в игру «Липкие пеньки».
Водящие (их несколько человек одновременно) присаживаются на корточки, а остальные игроки бегают между ними. Водящие пытаются, неподвижно сидя на корточках, поймать или хотя бы коснуться руками («ветками») пробегающих детей. Если им это удалось, то пойманный ребенок становится водящим, и теперь сам должен ловить («приклеивать») веселых бегунов.
Правила:
1. Нельзя ловить игроков за одежду.
2. «Пеньки» не должны сходить с места.
Ведущий: А теперь мы возвращаемся назад, в центральную Россию, в свой родной город Королев (слайд 10 – русские народные промыслы). Видите, сколько у каждого народа есть интересных традиций и обычаев. Мы должны их уважать и свои традиции не забывать: помнить русское народное творчество - сказки и былины, пословицы и поговорки, прибаутки и песни. Давайте вспомним русскую народную песню «На горе-то калина» и заведем хоровод.
Дети: хоровод «На горе-то калина».
Инструктор: сыграем еще в одну игру «Шапка Мономаха»
Дети делятся на две команды и встают в две колонны капитаны команд одевают шапку на голову. Подняв руки над головами, надо передать шапку последнему игроку в колонне, он надевает шапку на голову и бежит в начало колонны. Передает шапку назад и так пока капитан снова окажется первым.
Ведущий: Наша Родина Россия - большое многонациональное государство, где в мире и согласии проживают разные народы со своими традициями, обычаями, праздниками, костюмами. Все они разные, но все – единое целое, страна Россия. В этом и есть наше единство.
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России.
В дальних сёлах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей!
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
На этом наш праздник закончился. До свидания, друзья.