Лучший педагог года

Дошкольники с трудностями общения

Марина Гулина
Дошкольники с трудностями общения
▼ Скачать + Заказать документы

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причем главным пространством рождения таких отношений является сфера общения с равными – со сверстниками. Исследования показывают, что к концу дошкольного возраста складывается более или менее определенный тип отношений со сверстниками, который либо обеспечивает нормальное общение и сотрудничество, либо ведет к трудностям в общении и возникновению частых конфликтов между детьми порождают тяжелые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость и др) Такие детские переживания могут стать в дальнейшем источником серьезных межличностных и внутренних проблем взрослого человека

Публикация «Дошкольники с трудностями общения» размещена в разделах

Типичными для дошкольников вариантами конфликтных отношений ребенка к сверстникам является: повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость, демонстративность детей.

Преодолеть эти проблемы помогут игры, которые строятся на отношениях игрового партнерства, на согласованном участии каждого ребенка в деятельности, не основанной на отношениях посягательства и соперничества друг с другом. Первые игры забавы и детские хороводы. Первыми и самыми простыми являются те забавы и хороводы, в которых дети действуют одновременно и одинаково : «Дождик», «Прыг-скок», «Лови-лови», «Раздувайся, пузырь», «Карусели» и др. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, в этих играх дети учатся согласовывать свои движения с партнерами и ориентироваться на пространственные условия движений. Несколько сложнее игры,в которых нужно действовать небольшими группами по очереди «Дудочка», «Подарки» Следующая группа игр это игры направленные на индивидуальные действия ребенка «Магазин игрушек», «По дорожке Валя шла», «Зайка» .Эти игры дают начало самостоятельности и дружеским контактам детей.

В играх «Догонялки» и «Лохматый пес» дети учатся вместе преодолевать свой страх и смело идти навстречу опасности.

В следующих играх пространственно –двигательную задачу дети решают не одновременно, а в составе небольших групп, которые действуют по очереди. «Смелые мышки». В заключительных играх «Лиса и гуси», «Салочки –выручалочки» дети учатся помогать друг другу, что требует от них особой сознательности и определенных усилий.

У старших дошкольников проблема формирования гуманных, доброжелательных отношений между детьми стояла перед педагогами всегда. В большинстве программ дошкольного воспитания главным методом являлось усвоение детьми моральных норм и правил поведения. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать поступки героев, качества персонажей.

Другой формой воспитания гуманного отношения к сверстникам является организация совместной деятельности дошкольников игровой и продуктивной.

Распространенным методом формирования социальных чувств является осознание эмоциональных состояний, овладение своеобразной «азбукой чувств» .Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других людей.

В своей работе я пользуюсь системой игр разработанных Смирновой Е. О. и В. Холмогоровой Задача этих игр привлечение внимания к другому и его различным проявлениям : внешности, настроениям, движениям,действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника, помогать ему в игровом и реальном взаимодействии Игры чрезвычайно просты и не требуют никаких специальных условий. Их можно проводить любой взрослый с небольшой группой детей (от 4 до10 человек)

«Жизнь в лесу»

Взрослый садиться на пол «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но им как-то надо общаться, поэтому они придумали свой особый язык. Когда они хотят поздороваться, то трутся друг о друга носами, когда хотят спросить как дела, хлопают своей ладонью по ладони другого, когда хотят сказать что все хорошо, кладут голову на плечо другому, когда хотят выразить другому свою дружбу и любовь - трутся о него головой. Готовы? Тогда –начали. Сейчас –утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко» Далее ведущий может выбрать произвольный ход игры (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижимаясь друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и. т. д.) При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, если дети начинают разговаривать, взрослый подходит к ним и прикладывая палец к губам, напоминает, что звери в лесу не умеют разговаривать

«Волны»

Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит : «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они шелестеть и журчать, улыбаться -как волны, когда они искрятся на солнце» Затем взрослый предлагает всем желающим искупаться в море. Купающийся становиться в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

«Зеркало»

Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное у каждого из вас дома есть зеркало. А что же делать, если зеркала под рукой не найдется?» Взрослый становиться перед детьми просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди выступает перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие, а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями правильности зеркала является точность и одновременность движений. Если зеркало искажает движения или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и починить испорченное зеркало.

«Передай движение»

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находящийся в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение ( например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и. т. д., затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так по кругу, пока все дети не проснуться, и не дойдет очередь до последнего

«Радио»

Дети сидят в кругу. Взрослый садиться спиной к группе и объявляет : «Внимание, внимание! Потерялась девочка ( подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, какие –то характерные детали одежды) Пусть она подойдет к диктору» Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора может побывать каждый желающий.

«Живые картины»

Дети делятся на подгруппы. В каждой подгруппе назначается художник, которому дается репродукцию какой –либо сюжетной картины и просит никому ее не показывать. Задача художника –расположить детей в соответствии с картиной и показать каждому из них, какую позу он должен принять, не произнеся при этом ни одного слова. Когда картины готовы. Художники показывают репродукции остальным участникам подгруппы. Затем можно устроить вернисаж: каждая подгруппа будет показывать свою картину остальным детям.

«Слепой и поводырь»

Дети делятся на пары. Одному из них завязываются глаза, он –слепой, его партнер –поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы из стульев, столов, коробок. Цель поводыря –провести своего «слепого» товарища по группе так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями.

«Лабиринт»

Из стульев, повернутых друг к другу спинками, составляется запутанный лабиринт, с узкими проходами. «Сейчас вам нужно пройти весь лабиринт. Но это не просто лабиринт: его можно пройти вдвоем только повернувшись друг к другу лицом. Если вы хоть раз обернетесь или расцепите руки, двери захлопнуться, и вы не сможете больше выбраться наружу» .Дети делятся на пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет как бы спиной, повернувшись лицом к партнеру. После того как первая пара пройдет весь лабиринт, движение начинает вторая пара.

«Злой дракон»

Для этой игры необходимы несколько больших коробок, в которые могут поместиться 2-3 ребенка. В начале игры дети становятся гномами, живущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в домиках –коробках, взрослый говорит: «В нашей стране -большая беда. Каждую ночь прилетает большой –пребольшой злой дракон, который уносит гномов в свой замок на горе. Существует единственный способ спастись от драконов: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там обнявшись и уговаривают друг друга не бояться, утешают, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается поскорее пролететь этот дом и продолжить поиски другого. Взрослый ходит между «домами», изображая дракона, устрашающее воет, угрожает, останавливается у каждого домика и заглядывает внутрь.

«Верхолазы»

На полу обозначается небольшой круг таким образом, что вся группа может поместиться в нем, только крепко прижавшись друг к другу. Взрослый говорит: «Вы скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершину самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку:

Мы- скалолазы-

До верха дошли,

Ветра проказы

Нам не страшны.

Вставайте на площадку, она очень маленькая, за чертой глубокая пропасть. Поэтому не ней можно стоять, только тесно прижавшись друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал»

Дети встают в круг, обняв друг друга, и поют песенку скалолазов

«Шляпа волшебника»

Взрослый раздает детям на утреннем круге по три цветные карточки говорит: «На свете живет добрый волшебник, который лечит больных детей. Он прилетает к больному, надевает ему на голову свою вошебную шляпу, и ребенок моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он невидимка. Но вот беда, этот волшебник ужасный растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые сутки, а она лежит у нас с вами. Есть один способ вернуьь ее владельцу. Хотите помочь волшебнику и всем больным детям заодно? Нужно заполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит ее. Но есть одно условие : чтобы шляпа не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас должен в чем –то обязательно помочь другому (поделиться игрушкой, сказать добрые слова, помочь смастерить что –то) и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей» На вечернем круге дети вспоминают какие добрые дела они сегодня совершили. Шляпу выставляют на подоконник, чтоб волшебник ее забрал.

По итогам проведенной работы дети стали больше играть, самостоятельно решать многие конфликты, кроме того заметно снизилось агрессивность многих проблемных детей, уменьшилось количество демонстративных реакций, замкнутые дети, игравшие раньше в одиночку стали чаще участвовать в совместных играх.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дошкольники сдают ГТО»Фотоотчет «Дошкольники сдают ГТО» "Дошкольники сдают ГТО"фотоотчет инструктора по физической культуре АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с 134 "Веснушки" Тятюшкиной С. Е. 19.

Фотоотчет о проведении спортивного праздника «Дошкольники, вперед!»Фотоотчет о проведении спортивного праздника «Дошкольники, вперед!» В нашем Багратионовском районе проводилась спартакиада, в которой принимали участие педагоги и младший персонал. В рамках этого мероприятия,.

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Трудолюбивые дошкольники» .

Консультация для родителей «Как научить ребёнка справляться с трудностями» Если рассматривать детей одного возраста, можно увидеть, что дети все разные. У них разный уровень развития. Что одним детям даётся легко,.

Консультация для воспитателей «Что делать, когда дошкольники говорят неправду?» Дети, бывает, говорят неправду. Это известно каждому педагогу. И мы знаем, с чем это связано: ребёнок хочет нравиться; ребёнок не хочет.

Консультация для родителей «Культура общения»Консультация для родителей «Культура общения» Культура общения. Консультация для родителей. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные.

Новые формы общения с родителями Как выстроить гармоничные отношения с родителями? Мотивированные и вовлеченные родители помогут не просто достичь новых образовательных.

Открытка для вас, дошкольники! Детский мастер-классОткрытка для вас, дошкольники! Детский мастер-класс Уважаемые коллеги,друзья! За несколько дней до праздника я, конечно с умыслом, рассказала детям об осеннем цветке шпажнике - гладиолусе.

Радость общения на МAAM Как быстротечно время. сегодня ровно два года я на МААМ. вместе с вами,мои друзья постоянные и мимолётные. И каждая встреча радует. изумляет. сколько.

Сценарий выступления к Дню учителя «Поздравляют дошкольники!»Сценарий выступления к Дню учителя «Поздравляют дошкольники!» «ПОЗДРАВЛЯЮТ ДОШКОЛЬНИКИ» Выступление на сцене дома культуры «Досуг» Звучит фонограмма (-) «Просто мы маленькие звёзды» На сцену выходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дошкольники с трудностями общения
Опубликовано: 6 ноября 2023 в 19:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дошкольники с трудностями общения» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД