Наталья Кочкина
Дополнительная рабочая образовательная программа «Эстрадный вокальный кружок»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей культуры в будущем.
В пении, как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Этот вид деятельности играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Программа помогает обучающимся расширить и углубить знания, дает возможность раскрыть свои способности и использовать приобретенные навыки на художественных, литературных и других занятиях. Именно из таких ребят часто вырастают высокоорганизованные и трудолюбивые люди с крепким характером, чувством цели, интересные, разносторонние личности.
Публикация «Дополнительная рабочая образовательная программа „Эстрадный вокальный кружок“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокал. Программы
- Вокальный кружок
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Основой программы являются:
Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ. «Музыкальная литература». Е. В. Николаева, С. Л. Старобинский. Москва. «Просвещение». 1986 г.
Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ. «Хор». Т. Н. Овчинникова. Москва. «Просвещение». 1986 г.
Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ. «Хореографический кружок». М. С. Боголюбская. Москва. «Просвещение». 1986 г.
«Программа студии вокально-инструментальной музыки» В. Кипор, Т. Толбатова. 2002 г.
Цель:
развитие творческой личности ребенка посредством приобщения его к музыкально-певческому искусству.
Задачи:
1. Воспитательная:
способствовать воспитанию интереса к музыкальному искусству и пению;
способствовать воспитанию чувств коллективизма, товарищества.
2. Обучающая:
научить ориентироваться в жанрах музыкального, драматического и художественного искусства;
способствовать усвоению навыков вокально-хорового исполнения;
формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки);
получение дополнительного музыкального образования, профессиональной подготовки.
3. Развивающая:
развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально - слуховые представления, чувство ритма).
Характеристика программы:
тип – дополнительная рабочая образовательная программа
направленность – художественно-эстетическая
вид – модифицированная
классификация:
по признаку «Общее профессиональное» - общеразвивающая,
по характеру деятельности – развивающая художественную одаренность,
по возрастному принципу – разновозрастная,
по масштабу действия – учрежденческая,
по срокам реализации – 1 год.
Организационно – педагогические основы обучения:
Программа рассчитана на воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста 5 - 7 лет, срок обучения - 1 год.
Списочный состав объединения формируется из необходимости присутствия на занятиях
Подготовительная группа - не менее 12 человек.
Набор в группы проводится по желанию детей на основе проверки музыкального слуха, голоса, чувства ритма. Возможен прием в течение года.
Исходя из заинтересованности, и при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала и т. д.
Продолжительность образовательного процесса
Год обучения – 1 год;
Продолжительность занятия – 35 минут;
Периодичность в неделю – 2 раза;
Количество часов в год – 64 часа.
Процесс обучения включает в себя вводные, практические, теоретические и итоговые занятия в течение учебного года. При проведении занятий применяются следующие формы обучения: беседы, экскурсии, конкурсы, викторины, беседы-концерты, музыкальные вечера, элементы логоритмики и психогимнастики, музыкально-дидактические игры, индивидуальная работа с детьми, творческий отчет.
Занятия объединения фиксируется в журналах учета работы объединения, и проводятся в специально оборудованных помещениях согласно расписанию.
Расписание составляется в начале учебного года, утверждается директором МАДОУ и заверяется печатью. Перенос занятий или временное изменение расписания производится только с согласия администрации и оформляется документально.
Занятия для детей 5 - 7 лет проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю, и их продолжительность составляет 35 минут. После 35 минут занятия необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха и проветривания помещения.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Прогнозируемый результат:
По завершении подготовительного курса обучения обучающиеся
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
понятие и сила звука, динамический слух (тихо - громко);
высота звука, звуковысотный слух (высокий - низкий);
длительность звука (чувство ритма);
тембровая окраска и тембровый слух;
темп;
мелодия и сопровождение;
куплетная форма (вступление, куплет, припев, проигрыш);
Понятия:
композитор;
исполнитель;
слушатель.
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
петь стоя и сидя сохраняя правильную осанку;
правильно брать дыхание (мягкий вдох через нос, выдох - ровной легкой струей через рот);
эмоционально реагировать на песню (различать настроение, характер музыкального произведения);
петь, четко проговаривая слова;
петь несложные песни, индивидуально и в группе чисто интонируя (диапазон до- 1, до-2);
понимать элементарный дирижерский жест;
уметь определять звуковысотность мелодии;
«Три кита» в музыке (песня, танец, марш).
При зачислении детей в группу проводится предварительный контроль на основе проверки музыкального слуха, голоса, чувства ритма (в форме собеседования). В течение года – текущий контроль (фронтальный опрос). Итоговый контроль в форме викторин, игр. Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала также и через различные формы концертной деятельности: конкурс на лучшее исполнение сольной песни (внутри объединения, отчетные концерты, участие в мероприятиях МАДОУ, в смотрах, конкурсах, фестивалях.
Методическое обеспечение дополнительной рабочей образовательной программы:
Основной формой работы с детьми являются занятия.
Программой предусмотрены занятия в форме индивидуальной работы, работы в группах, подгруппах, объединении. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучающихся).
На занятиях используются элементы психогимнастики, логоритмики. Теоретическая часть дается в форме бесед, рассказов с использованием наглядного материала. Это могут быть иллюстрации, репродукции, портреты композиторов и поэтов к разделам «Слушание музыки», «Пение произведений», раздаточный и дидактический материал к разделам «Музыкальная грамота», «Музыкально-дидактические игры».
С целью проверки усвоения терминов, понятий в качестве психологической разгрузки проводятся игры, используются малые жанры устного творчества.
При реализации программы, основным методом работы на занятиях являются игровые технологии. Игра часто присутствует во время учебной деятельности и согласуется с темами занятий.
Итоговые занятия по закреплению итоговых ЗУН рекомендуется проводить в форме викторин, игр, отчетных концертов, музыкальных вечеров, открытых занятий.
Этапы педагогического контроля
Предварительный.
Цели, задачи - определение исходного уровня обучающегося, определение направления индивидуальной работы.
Содержание - наличие музыкального слуха (голосовые данные, чувство ритма).
Формы – собеседование, игра, упражнения.
Текущий (степень усвоения обучающимися материала).
Цели, задачи - определение фактического состояния обучающегося в данный момент времени.
Содержание - по каждой теме.
Формы – опрос, игра.
Итоговый (степень достижения результата).
Цели, задачи - обобщение ЗУН.
Содержание – по всему курсу обучения.
Формы – творческий отчет, смотр, фестиваль.
Важная роль в учебном процессе отводится воспитательной работе. Это и экскурсии, и посещение выставок, концертов, театральных постановок, интегрированные циклы бесед по этике и эстетике.
В программе предусмотрена система работы с родителями через концертно-просветительскую деятельность, музыкальные вечера, посещение занятий, оказание помощи на городских, и республиканских фестивалях, конкурсах и праздниках. Систематически проводятся собрания, индивидуальные консультации.
На отчетных концертах родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей.
Литература для взрослых:
1. В. В. Емельянов. Методическая разработка «Фонопедические упражнения для стимуляции голосового аппарата в процессе формирования певческих навыков», 1983г., М «Просвещение» 95-с.
2. Ю. Булучевский, В. Фомин. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, «Музыка». 1990 г., 127 с.
3. Д. Б. Кабалевский., Л. В. Школяр. «Музыка в начальных классах» М. «Просвещение», 1985г., 145 с.
4. Л. Н. Комисарова., Т. В. Кузнецова, «Ребенок в мире музыки», М «Школьная пресса», 2006г., 125 с.
5. А. Г. Лазарева, «Сборник авторских программ дополнительного образования детей», М «Народное образование», 2002г., 312 с.
А). В. Кипор, Т. Толбатова «Программа для студии вокально-инструментальной музыки».
6. М. А. Михалкова, «Развитие музыкальных способностей» Ярославль «Академия развития», 1997г., 240 с.
8. О. П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников» М «Просвещение», 1994г., 223с.
9. О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей» М Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997г., 1 ч. -605с., 2 ч. – 395с.
10. О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников» М ТЦ «Сфера», 2004г., 144 с.
Литература для обучающихся:
1. Л. Н. Алексеева. «Игровое сольфеджио». М. «Просвещение», 1998 г., 60 с.
2. Л. Н. Алексеева. «Музыкальная азбука». М. «Просвещение», 2000. г., 64 с.
3. Н. А. Ветлугина «Музыкальный букварь» М «Музыка», 1988г., 110 с.
4. В. А. Горянин. «Мои игрушки». Песни, стихи А. Барто, «Советский композитор», 1992 г. 32 с.
5. Т. А. Ладыженская. «Речевые уроки» М «Просвещение» 1995г. 159 с.
6. Ж. Металиди, А. Перцовская. «Мы играем, сочиняем и поем». Ленинград, «Советский композитор», 1990. г., 78 с.
7. М. А. Михалкова, Е. В. Горбина. «Поем, играем, танцуем дома и в саду», Ярославль «Академия развития», 1996 г., 240с.
8. Е. Д. Макшанцева «Детские забавы» М «Просвещение», 1991 г., 64 с.