МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «Буквоежки»

Любовь Тепайкина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «Буквоежки»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

познавательно-речевой направленности

«Буквоежки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы.

Направленность дополнительной образовательной программы педагоги-ческая. Образовательный процесс способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития лич-ности ребенка. Содержание программы способствует практической подготов-ки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности „Буквоежки“» размещена в разделах

Новизна программы заключается в освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей.

Актуальность программы.

Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предо-ставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, сло-вами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого об-щения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно -двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Отличительные особенности программы.

Программа является модифицированной и составлена на основе авторской Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Особенностью программы является использование элементов различных со-временных методик для детей дошкольного возраста, цель которых - преду-преждение ошибок в чтении и письме, развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процес-сов. Речевое и языковое развитие ребенка плавно и грамотно протекает в рам-ках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ре-бенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоя-тельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивиду-альных возрастных способностей в речи творческой деятельности. Специаль-но подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.

Педагогическая целесообразность программы.

Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые пе-дагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адап-тированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.

Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует отметить, что в дошкольном воз-расте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в соб-ственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, кото-рые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обуче-ние, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произно-сительные возможности ребенка. Программа предполагает тщательно проду-манную систему упражнений для подготовки к письму.

Цель программы.

Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв, точность, видение границ и аккуратность при письме.

Задачи программы.

обучающие:

- формирование и развитие фонематического слуха;

- развитие произносительных умений;

- учить детей владеть звуковой стороной речи - темпом, интонацией;

- знакомство со слоговой структурой слова;

- формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;

- формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;

- расширение словарного запаса детей;

- знакомить с графическим изображением буквы;

- учить соотносить звук и букву;

- формирование и развитие звуко - буквенного анализа;

- подготовка руки ребенка к письму;

- упражнять в аналитико-синтетической деятельности;

- формировать элементарные графические умения;

- познакомить с изображением буквы;

- упражнять печатать буквы, слоги (по образцу);

развивающие:

- развитие слухового восприятия;

- развитие графических навыков;

- развитие мелкой моторики;

- развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;

- развивать глазомер, четкой координации руки;

воспитывающие:

- воспитание умения работать;

- воспитание самостоятельности при выполнении заданий;

- прививать элементарные гигиенические правила письма;

- воспитывать усидчивость;

- воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы обучения.

На занятиях применяются методические приемы: проблемно-игровые ситуа-ции, деловые и дидактические игры, игры в парах, мини-группа.

Возраст детей.

Дополнительная образовательная программа «Буквоежки» рассчитана на детей 5-7 лет.

Срок реализации программы: 2 года.

Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

Обучение ведется на занятиях, продолжительность которых составляет 25 - 30 мин 2 раза в неделю.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Первый год обучения. Дети к концу года должны:

- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в сло-вах, во фразовой речи;

- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;

- делить слова на слоги;

- дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолиро-ванно;

- определять и называть первый звук в слове;

- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;

- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;

- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;

- составлять 2-3 предложения по картине;

- отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений;

- заучивать небольшие стихотворения;

- знать буквы русского алфавита.

Второй год обучения. Дети к концу второго года обучения должны:

- знать буквы русского алфавита;

- понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»;

- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;

- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;

- различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную;

- пользоваться графическим обозначением звуков;

- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами;

- составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта;

- читать слова, предложения, небольшие рассказы - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- уметь понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие качества как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстни-ками, доброжелательность.

Форма подведения итогов.

Завершением курса обучения является итоговое занятие призванное показать достижения детей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов

всего теория практика

кол-во за-нятий мин.

1. Знакомство: Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат). Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). 1 25 мин 10 мин 15 мин

2. Звук и буква А. 1 25 мин 5 мин 20 мин

3. Звук и буква О. 1 25 мин 5 мин 20 мин

4. Звук и буква У. 1 25 мин 5 мин 20 мин

5. Звук и буква Ы. 1 25 мин 5 мин 20 мин

6. Звук и буква Э. 1 25 мин 5 мин 20 мин

7. Закрепление пройденного материала. 1 25 мин 5 мин 20 мин

8. «Я найду слова везде» 1 25 мин 5 мин 20 мин

9. «Из чего строится наша речь?»

1 25 мин 5 мин 20 мин

10. «Из чего строится наша речь?»

1 25 мин 5 мин 20 мин

11. «Составь предложение» 1 25 мин 5 мин 20 мин

12. «Узнай звук» 1 25 мин 5 мин 20 мин

13. Закрепление пройденного материала. 1 25 мин 5 мин 20 мин

14. Звук и буква Л. 1 25 мин 5 мин 20 мин

15. Звук и буква М. 1 25 мин 5 мин 20 мин

16. Звук и буква Н. 1 25 мин 5 мин 20 мин

17. Звук и буква Р. 1 25 мин 5 мин 20 мин

18. Закрепление пройденного ма-териала. 1 25 мин 5 мин 20 мин

19. Звуковой анализ слова 1 25 мин 5 мин 20 мин

20. «Чудесные превращения» 1 25 мин 5 мин 20 мин

21. Закрепление пройденного материала. 1 25 мин 5 мин 20 мин

22. «Узнай звук» 1 25 мин 5 мин 20 мин

23. «Мы играем» 1 25 мин 5 мин 20 мин

24. «Учимся рисовать и лепить букву» 1 25 мин 5 мин 20 мин

25. «Полечи букву» 1 25 мин 5 мин 20 мин

26. Закрепление пройденного материала. 1 25 мин 5 мин 20 мин

27. Буква Я. 1 25 мин 5 мин 20 мин

28. Буква Ю. 1 25 мин 5 мин 20 мин

29. Буква Е. 1 25 мин 5 мин 20 мин

30. Закрепление пройденного ма-териала 1 25 мин 5 мин 20 мин

31. Буква Ё. 1 25 мин 5 мин 20 мин

32. Звук и буква И. 1 25 мин 5 мин 20 мин

33. Закрепление: твердые и мяг-кие согласные звуки. 1 25 мин 5 мин 20 мин

34. Звуки «Г» «Г’», «К», «К’».

Буквы Г, К. 1 25 мин 5 мин 20 мин

35. Звуки «Д» «Д’», «Т» «Т’».

Буквы Д, Т. 1 25 мин 5 мин 20 мин

36. Ребусы 1 25 мин 5 мин 20 мин

37. Закрепление пройденного материала. 1 25 мин 5 мин 20 мин

38. Звуки «В» «В’», «Ф» «Ф’».

Буквы В, Ф. 1 25 мин 5 мин 20 мин

39. Звуки «З» «З’», «С» «С’». Буквы З, С. 1 25 мин 5 мин 20 мин

40. «Узнай звук» 1 25 мин 5 мин 20 мин

41. «В гостях у Забавушки» 1 25 мин 5 мин 20 мин

42. Звуки «Б» «Б’», «П» «П’».

Буквы Б, П. 1 25 мин 5 мин 20 мин

43. Звуки «Х» «Х’».

Буква Х. 1 25 мин 5 мин 20 мин

44. Повторение пройденного ма-териала. 1 25 мин 5 мин 20 мин

45. Ребусы 1 25 мин 5 мин 20 мин

46. Звуки «Ж», «Щ».

Буквы Ж, Щ. 1 25 мин 5 мин 20 мин

47. Звуки «Ч», «Щ».

Буквы Ч, Щ. 1 25 мин 5 мин 20 мин

48. «Составь слово» 1 25 мин 5 мин 20 мин

49. Повторение пройденного ма-териала. 1 25 мин 5 мин 20 мин

50. Звук и буква Ц. 1 25 мин 5 мин 20 мин

51. Звук и буква Й. 1 25 мин 5 мин 20 мин

52. Мягкий знак Ь.

Твердый знак Ъ. 1 25 мин 5 мин 20 мин

53. Звуковой анализ слова 1 25 мин 5 мин 20 мин

54. «Мы играем»

использование алгоритмов

1 25 мин 5 мин 20 мин

55. Повторение пройденного ма-териала. 1 25 мин 5 мин 20 мин

56. Итоговое занятие. 1 25 мин 5 мин 20 мин

Итого 56 23 ч 30 м 4 ч 30 мин 18 ч 6 м

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов

всего теория практика

кол-во за-нятий мин.

1. Диагностика 1 30 мин 5 мин 25 мин

2. Повторение 1 30 мин 5 мин 25 мин

3. Звук и буква А.

Звук и буква О. 1 30 мин 5 мин 25 мин

4. Звук и буква У.

Звук и буква Ы. 1 30 мин 5 мин 25 мин

5. Повторение пройденного ма-териала. 1 30 мин 5 мин 25 мин

6. Звук и буква Э. 1 30 мин 5 мин 25 мин

7. Звук и буква Л. 1 30 мин 5 мин 25 мин

8. Звук и буква М. 1 30 мин 5 мин 25 мин

9. Звук и буква Н. 1 30 мин 5 мин 25 мин

10. Повторение пройденного ма-териала. 1 30 мин 5 мин 25 мин

11. Звук и буква Р. 1 30 мин 5 мин 25 мин

12. «В гостях у Забавушки» 1 30 мин 5 мин 25 мин

13. Звуковой анализ слова 1 30 мин 5 мин 25 мин

14. Звуковой анализ слова 1 30 мин 5 мин 25 мин

15. Звуковой анализ слова 1 30 мин 5 мин 25 мин

16. Схема слов 1 30 мин 5 мин 25 мин

17. Схема слов 1 30 мин 5 мин 25 мин

18. Буква Я. 1 30 мин 5 мин 25 мин

19. Буква Ю. 1 30 мин 5 мин 25 мин

20. Буква Е. 1 30 мин 5 мин 25 мин

21. Буква Ё. 1 30 мин 5 мин 25 мин

22. Повторение пройденного ма-териала. 1 30 мин 5 мин 25 мин

23. Звук и буква И. 1 30 мин 5 мин 25 мин

24. Звук и буква Г. 1 30 мин 5 мин 25 мин

25. Звук и буква К. 1 30 мин 5 мин 25 мин

26. Звук и буква Д. 1 30 мин 5 мин 25 мин

27. Повторение пройденного ма-териала. 1 30 мин 5 мин 25 мин

28. Звук и буква Т. 1 30 мин 5 мин 25 мин

29. Звук и буква В. 1 30 мин 5 мин 25 мин

30. Звук и буква Ф. 1 30 мин 5 мин 25 мин

31. Звук и буква З. 1 30 мин 5 мин 25 мин

32. «Ударение» 1 30 мин 5 мин 25 мин

33. «Ударение» 1 30 мин 5 мин 25 мин

34. Повторение пройденного ма-териала. 1 30 мин 5 мин 25 мин

35. Звук и буква С. 1 30 мин 5 мин 25 мин

36. Звук и буква Б. 1 30 мин 5 мин 25 мин

37. Звук и буква П. 1 30 мин 5 мин 25 мин

38. Звук и буква Х. 1 30 мин 5 мин 25 мин

39. Повторение пройденного ма-териала. 1 30 мин 5 мин 25 мин

40. Звук и буква Ж. 1 30 мин 5 мин 25 мин

41. Звук и буква Ш. 1 30 мин 5 мин 25 мин

42. Звук и буква Ч. 1 30 мин 5 мин 25 мин

43. Звук и буква Щ. 1 30 мин 5 мин 25 мин

44. Повторение пройденного ма-териала. 1 30 мин 5 мин 25 мин

45. «Работа над предложением». Синквейн 1 30 мин 5 мин 25 мин

46. «Работа над предложением». Синквейн 1 30мин 5 мин 25 мин

47. Повторение пройденного ма-териала. 1 30 мин 5 мин 25 мин

48. Схема предложения 1 30 мин 5 мин 25 мин

49. Схема предложения 1 30мин 5 мин 25 мин

50. Звук и буква У. 1 30 мин 5 мин 25 мин

51. Звук и буква Й. 1 30 мин 5 мин 25 мин

52. Мягкий и твердый знаки. 1 30 мин 5 мин 25 мин

53. Ребусы 1 30 мин 5 мин 25 мин

54. «Путешествие в страну Букв и Звуков» 1 30 мин 5 мин 25 мин

55. Повторение пройденного. 1 30 мин 5 мин 25 мин

56. Итоговое занятие. 1 30 мин 5 мин 25 мин

Итого 56 28 ч 4 ч 30 мин 23 ч 30 м

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «Буквоежки»
Опубликовано: 24 апреля 2025 в 10:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «Буквоежки»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Тепайкина (УИ 776640) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД