Любовь Тепайкина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «Буквоежки»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
познавательно-речевой направленности
«Буквоежки»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы.
Направленность дополнительной образовательной программы педагоги-ческая. Образовательный процесс способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития лич-ности ребенка. Содержание программы способствует практической подготов-ки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности „Буквоежки“» размещена в разделах
Новизна программы заключается в освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей.
Актуальность программы.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предо-ставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, сло-вами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого об-щения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно -двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Отличительные особенности программы.
Программа является модифицированной и составлена на основе авторской Е. В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Особенностью программы является использование элементов различных со-временных методик для детей дошкольного возраста, цель которых - преду-преждение ошибок в чтении и письме, развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процес-сов. Речевое и языковое развитие ребенка плавно и грамотно протекает в рам-ках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ре-бенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоя-тельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивиду-альных возрастных способностей в речи творческой деятельности. Специаль-но подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.
Педагогическая целесообразность программы.
Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые пе-дагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адап-тированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует отметить, что в дошкольном воз-расте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в соб-ственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, кото-рые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обуче-ние, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произно-сительные возможности ребенка. Программа предполагает тщательно проду-манную систему упражнений для подготовки к письму.
Цель программы.
Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Правильная подготовка руки к письму, развитие интереса к написанию каких-либо единиц письма (слогов, слов, букв, точность, видение границ и аккуратность при письме.
Задачи программы.
обучающие:
- формирование и развитие фонематического слуха;
- развитие произносительных умений;
- учить детей владеть звуковой стороной речи - темпом, интонацией;
- знакомство со слоговой структурой слова;
- формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
- формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
- расширение словарного запаса детей;
- знакомить с графическим изображением буквы;
- учить соотносить звук и букву;
- формирование и развитие звуко - буквенного анализа;
- подготовка руки ребенка к письму;
- упражнять в аналитико-синтетической деятельности;
- формировать элементарные графические умения;
- познакомить с изображением буквы;
- упражнять печатать буквы, слоги (по образцу);
развивающие:
- развитие слухового восприятия;
- развитие графических навыков;
- развитие мелкой моторики;
- развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
- развивать глазомер, четкой координации руки;
воспитывающие:
- воспитание умения работать;
- воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
- прививать элементарные гигиенические правила письма;
- воспитывать усидчивость;
- воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы обучения.
На занятиях применяются методические приемы: проблемно-игровые ситуа-ции, деловые и дидактические игры, игры в парах, мини-группа.
Возраст детей.
Дополнительная образовательная программа «Буквоежки» рассчитана на детей 5-7 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
Обучение ведется на занятиях, продолжительность которых составляет 25 - 30 мин 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Первый год обучения. Дети к концу года должны:
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в сло-вах, во фразовой речи;
- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
- делить слова на слоги;
- дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолиро-ванно;
- определять и называть первый звук в слове;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- составлять 2-3 предложения по картине;
- отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений;
- заучивать небольшие стихотворения;
- знать буквы русского алфавита.
Второй год обучения. Дети к концу второго года обучения должны:
- знать буквы русского алфавита;
- понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»;
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
- различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную;
- пользоваться графическим обозначением звуков;
- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами;
- составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта;
- читать слова, предложения, небольшие рассказы - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- уметь понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие качества как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстни-ками, доброжелательность.
Форма подведения итогов.
Завершением курса обучения является итоговое занятие призванное показать достижения детей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
всего теория практика
кол-во за-нятий мин.
1. Знакомство: Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат). Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). 1 25 мин 10 мин 15 мин
2. Звук и буква А. 1 25 мин 5 мин 20 мин
3. Звук и буква О. 1 25 мин 5 мин 20 мин
4. Звук и буква У. 1 25 мин 5 мин 20 мин
5. Звук и буква Ы. 1 25 мин 5 мин 20 мин
6. Звук и буква Э. 1 25 мин 5 мин 20 мин
7. Закрепление пройденного материала. 1 25 мин 5 мин 20 мин
8. «Я найду слова везде» 1 25 мин 5 мин 20 мин
9. «Из чего строится наша речь?»
1 25 мин 5 мин 20 мин
10. «Из чего строится наша речь?»
1 25 мин 5 мин 20 мин
11. «Составь предложение» 1 25 мин 5 мин 20 мин
12. «Узнай звук» 1 25 мин 5 мин 20 мин
13. Закрепление пройденного материала. 1 25 мин 5 мин 20 мин
14. Звук и буква Л. 1 25 мин 5 мин 20 мин
15. Звук и буква М. 1 25 мин 5 мин 20 мин
16. Звук и буква Н. 1 25 мин 5 мин 20 мин
17. Звук и буква Р. 1 25 мин 5 мин 20 мин
18. Закрепление пройденного ма-териала. 1 25 мин 5 мин 20 мин
19. Звуковой анализ слова 1 25 мин 5 мин 20 мин
20. «Чудесные превращения» 1 25 мин 5 мин 20 мин
21. Закрепление пройденного материала. 1 25 мин 5 мин 20 мин
22. «Узнай звук» 1 25 мин 5 мин 20 мин
23. «Мы играем» 1 25 мин 5 мин 20 мин
24. «Учимся рисовать и лепить букву» 1 25 мин 5 мин 20 мин
25. «Полечи букву» 1 25 мин 5 мин 20 мин
26. Закрепление пройденного материала. 1 25 мин 5 мин 20 мин
27. Буква Я. 1 25 мин 5 мин 20 мин
28. Буква Ю. 1 25 мин 5 мин 20 мин
29. Буква Е. 1 25 мин 5 мин 20 мин
30. Закрепление пройденного ма-териала 1 25 мин 5 мин 20 мин
31. Буква Ё. 1 25 мин 5 мин 20 мин
32. Звук и буква И. 1 25 мин 5 мин 20 мин
33. Закрепление: твердые и мяг-кие согласные звуки. 1 25 мин 5 мин 20 мин
34. Звуки «Г» «Г’», «К», «К’».
Буквы Г, К. 1 25 мин 5 мин 20 мин
35. Звуки «Д» «Д’», «Т» «Т’».
Буквы Д, Т. 1 25 мин 5 мин 20 мин
36. Ребусы 1 25 мин 5 мин 20 мин
37. Закрепление пройденного материала. 1 25 мин 5 мин 20 мин
38. Звуки «В» «В’», «Ф» «Ф’».
Буквы В, Ф. 1 25 мин 5 мин 20 мин
39. Звуки «З» «З’», «С» «С’». Буквы З, С. 1 25 мин 5 мин 20 мин
40. «Узнай звук» 1 25 мин 5 мин 20 мин
41. «В гостях у Забавушки» 1 25 мин 5 мин 20 мин
42. Звуки «Б» «Б’», «П» «П’».
Буквы Б, П. 1 25 мин 5 мин 20 мин
43. Звуки «Х» «Х’».
Буква Х. 1 25 мин 5 мин 20 мин
44. Повторение пройденного ма-териала. 1 25 мин 5 мин 20 мин
45. Ребусы 1 25 мин 5 мин 20 мин
46. Звуки «Ж», «Щ».
Буквы Ж, Щ. 1 25 мин 5 мин 20 мин
47. Звуки «Ч», «Щ».
Буквы Ч, Щ. 1 25 мин 5 мин 20 мин
48. «Составь слово» 1 25 мин 5 мин 20 мин
49. Повторение пройденного ма-териала. 1 25 мин 5 мин 20 мин
50. Звук и буква Ц. 1 25 мин 5 мин 20 мин
51. Звук и буква Й. 1 25 мин 5 мин 20 мин
52. Мягкий знак Ь.
Твердый знак Ъ. 1 25 мин 5 мин 20 мин
53. Звуковой анализ слова 1 25 мин 5 мин 20 мин
54. «Мы играем»
использование алгоритмов
1 25 мин 5 мин 20 мин
55. Повторение пройденного ма-териала. 1 25 мин 5 мин 20 мин
56. Итоговое занятие. 1 25 мин 5 мин 20 мин
Итого 56 23 ч 30 м 4 ч 30 мин 18 ч 6 м
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
всего теория практика
кол-во за-нятий мин.
1. Диагностика 1 30 мин 5 мин 25 мин
2. Повторение 1 30 мин 5 мин 25 мин
3. Звук и буква А.
Звук и буква О. 1 30 мин 5 мин 25 мин
4. Звук и буква У.
Звук и буква Ы. 1 30 мин 5 мин 25 мин
5. Повторение пройденного ма-териала. 1 30 мин 5 мин 25 мин
6. Звук и буква Э. 1 30 мин 5 мин 25 мин
7. Звук и буква Л. 1 30 мин 5 мин 25 мин
8. Звук и буква М. 1 30 мин 5 мин 25 мин
9. Звук и буква Н. 1 30 мин 5 мин 25 мин
10. Повторение пройденного ма-териала. 1 30 мин 5 мин 25 мин
11. Звук и буква Р. 1 30 мин 5 мин 25 мин
12. «В гостях у Забавушки» 1 30 мин 5 мин 25 мин
13. Звуковой анализ слова 1 30 мин 5 мин 25 мин
14. Звуковой анализ слова 1 30 мин 5 мин 25 мин
15. Звуковой анализ слова 1 30 мин 5 мин 25 мин
16. Схема слов 1 30 мин 5 мин 25 мин
17. Схема слов 1 30 мин 5 мин 25 мин
18. Буква Я. 1 30 мин 5 мин 25 мин
19. Буква Ю. 1 30 мин 5 мин 25 мин
20. Буква Е. 1 30 мин 5 мин 25 мин
21. Буква Ё. 1 30 мин 5 мин 25 мин
22. Повторение пройденного ма-териала. 1 30 мин 5 мин 25 мин
23. Звук и буква И. 1 30 мин 5 мин 25 мин
24. Звук и буква Г. 1 30 мин 5 мин 25 мин
25. Звук и буква К. 1 30 мин 5 мин 25 мин
26. Звук и буква Д. 1 30 мин 5 мин 25 мин
27. Повторение пройденного ма-териала. 1 30 мин 5 мин 25 мин
28. Звук и буква Т. 1 30 мин 5 мин 25 мин
29. Звук и буква В. 1 30 мин 5 мин 25 мин
30. Звук и буква Ф. 1 30 мин 5 мин 25 мин
31. Звук и буква З. 1 30 мин 5 мин 25 мин
32. «Ударение» 1 30 мин 5 мин 25 мин
33. «Ударение» 1 30 мин 5 мин 25 мин
34. Повторение пройденного ма-териала. 1 30 мин 5 мин 25 мин
35. Звук и буква С. 1 30 мин 5 мин 25 мин
36. Звук и буква Б. 1 30 мин 5 мин 25 мин
37. Звук и буква П. 1 30 мин 5 мин 25 мин
38. Звук и буква Х. 1 30 мин 5 мин 25 мин
39. Повторение пройденного ма-териала. 1 30 мин 5 мин 25 мин
40. Звук и буква Ж. 1 30 мин 5 мин 25 мин
41. Звук и буква Ш. 1 30 мин 5 мин 25 мин
42. Звук и буква Ч. 1 30 мин 5 мин 25 мин
43. Звук и буква Щ. 1 30 мин 5 мин 25 мин
44. Повторение пройденного ма-териала. 1 30 мин 5 мин 25 мин
45. «Работа над предложением». Синквейн 1 30 мин 5 мин 25 мин
46. «Работа над предложением». Синквейн 1 30мин 5 мин 25 мин
47. Повторение пройденного ма-териала. 1 30 мин 5 мин 25 мин
48. Схема предложения 1 30 мин 5 мин 25 мин
49. Схема предложения 1 30мин 5 мин 25 мин
50. Звук и буква У. 1 30 мин 5 мин 25 мин
51. Звук и буква Й. 1 30 мин 5 мин 25 мин
52. Мягкий и твердый знаки. 1 30 мин 5 мин 25 мин
53. Ребусы 1 30 мин 5 мин 25 мин
54. «Путешествие в страну Букв и Звуков» 1 30 мин 5 мин 25 мин
55. Повторение пройденного. 1 30 мин 5 мин 25 мин
56. Итоговое занятие. 1 30 мин 5 мин 25 мин
Итого 56 28 ч 4 ч 30 мин 23 ч 30 м
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА