МААМ-картинки

Дополнительная образовательная программа «Мой северный край»

Елена Александровна Суворова
Дополнительная образовательная программа «Мой северный край»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная образовательная программа

«Мой северный край»

Возраст обучающихся: 6 - 8 лет.

Срок реализации программы : 1 год.

Составитель: педагог дополнительного образования

Суворова

Елена Александровна

1. Пояснительная записка

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества», - писал академик Д. С. Лихачев. Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая родина» – это и природа, которая окружает человека, семья, дом, школа, это и памятные места города Северодвинска, его окрестных сел и деревень, исторические и культурные центры и предприятия города, а также известные люди, гордость и слава нашего края. Программа кружка «Мой северный край» направлена на создание необходимых условий для повышения мотивации к изучению родного края, роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка, всестороннего проявления интеллектуальных способностей. А так же данная программа способствует формированию культуры поведения детей в природе, учит их отвечать за свои поступки, познавать свой край в прошлом и настоящем, с любовью относиться к природе своей малой родины.

Темочки:

Программа является модифицированной, разработана на основе образовательной программы «Юный краевед для начальной школы» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский центр культуры» педагогом дополнительного образования А. И. Климовым.

Актуальность программы и ее практическая значимость связаны с отсутствием программ именно такого рода. Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ заключается в том, что в нее: введены декоративно-прикладные мастер- классы. В ходе занятий учащиеся изучают традиции русского Севера через освоение народных игр, праздников, ремесел.

Цель программы : создание условий для изучения культуры родного края, традиций и обычаев Русского Севера.

ЗАДАЧИ:

Образовательные

• ознакомление с основами краеведческой работы, с основными краеведческими понятиями;

• углубление и расширение знаний по истории родного края;

• приобщение школьников к поисково-исследовательской деятельности.

Развивающие

• развитие основных психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т. д.).

• расширение кругозора учащихся.

Воспитательные

• воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры; патриотизма;

• воспитание естественной потребности к познанию окружающего мира;

• воспитание личностных качеств (доброта, честность, взаимопомощь);

• воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы – 6 – 8 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год.

Режим занятий: общее количество часов в год – 33, в неделю – 1.

Место проведения занятий – школьный кабинет, зал

Ожидаемые результаты:

- учащиеся должны иметь представление:

• о богатстве природы, культуры родного края;

- учащиеся должны знать:

• народные традиции;

• правила игровых забав;

• историю своего края, знаменитых и интересных людей.

- учащиеся должны уметь:

• наблюдать и выделять характерные особенности природы;

• создавать творческие работы – поделки, рисунки и т. п. ;

• участвовать в игровой забаве;

• соблюдать правила поведения в общественных местах, в природе.

Результативность определяется количеством и качеством проведенных выставок детских творческих работ, количеством проведенных народных игр.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :

• творческие задания;

• викторины;

• конкурсы;

• кроссворды;

• интеллектуальные игры;

• выставки творческих работ.

2. Учебно – тематический план занятий по программе «Мой северный край»

рассчитан на 33 учебных часа (1 час в неделю)

Тема Количество часов

всего теория практика

Введение 4 2 2

Природа нашего края 11 5,5 5.5

Кладовая сокровищ Севера 14 7 7

Яркие краски севера 4 1 3

итого 33 15,5 17,5

Содержание программы

1. Введение. (4 ч.)

Теория. Знакомство с программой, целями и задачами на учебный год. Введение понятий краеведение, малая родина, поморы. Северные избы.

Практика. Рисунки на тему «Любимый уголок своего края». Творческая мастерская «Поморская изба»(создание северной избы из пластилина). Работа с картой Архангельской области.

2. Природа нашего края (11 ч.)

Теория. Знакомство с растительным и животным миром Архангельской области.

Практика. Работа с картой Архангельской области. Рисунки на тему «Прекрасный край - Поморье». Викторина по природе родного края. Рисунки на тему, «Северное сияние». Аппликация «Северные ягоды». Северные народные игры. Викторина о животных. Аппликация. Игра «Отгадай растение». Рисунки растений в технике монотипия.

3. Кладовая сокровищ Севера (14 ч.)

Теория. Знакомство с творчеством писателей и художников родного края. Знакомство с малыми жанрами поморского фольклора. Рассказ о М. В. Ломоносове. Ознакомительная беседа «Народные промыслы Русского Севера». Рассказ о каргопольской игрушке «В гостях у бабушки Ульяны».

Практика. Игровые занятия. Игра-викторина по сказкам северных сказочников. Мастер-класс «Козуля-коза- новогодняя краса», «Щепная птица». Творческие мастерские: разучивание пословиц, поговорок, загадок, «Крутим, вьем, чудеса создаем (изготовление кукол-закруток). Создание аппликации в технике «Мозаика».

3. Яркие краски севера (4 ч.)

Теория. Знакомство с северными росписями : мезенская, пермогорская.

Практика. Освоение простейших элементов орнамента, знакомство с художественными элементами росписи – листочками, ягодами и цветами. (пермогорская роспись). Освоение простейших элементов мезенской росписи – прямых и волнистых линий, спиралек и зигзагов. Раскрашивание раскрасок.

3. Методическое обеспечение программы

Формы организации занятий:

- теоретические (беседа за круглым столом, обсуждение экскурсий, целевых прогулок)

- практические (просмотр видеофильмов, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, творческие задания, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений).

Педагогические методы и приемы:

- объяснительно – иллюстративный (рассказ, объяснений, показ и изготовление наглядных пособий,

- словесный (беседа, обсуждение экскурсии, целевых прогулок,

- частично – поисковый (поиск информации,

- практический (выполнение творческих заданий,

- рефлексия (наблюдение).

Дидактические материалы: разработки текстов бесед, экскурсий.

Формы контроля за знаниями обучающихся:

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов: творческие задания, викторины, составление и решение кроссвордов, интеллектуальные игры, выставки творческих работ.

4. Материально - техническое обеспечение программы

Кабинет, зал, интерактивная доска, ноутбук, альбомы, пластилин, картон, краски, гуашь, цветные карандаши, нитки, лоскутки ткани, природный материал.

5. Литература

1. Голицына И. Поморье. Сокровищница Русского Севера. – Москва, 2009.

2. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. - 3-е издание – М. : Флинт: Наука, 2001.

3. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/ Науч. Ред. Э. И. Николаева; сост., отв. Ред. И. Ф. Полякова. – Архангельск: Поморский университет, 2005.

4. А. И. Климов. Образовательная программа «Юный краевед для начальной школы» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский центр культуры». - Северодвинск, 2010.

5. Поморская азбука/авт. сост. : Т. Зайцева. – Архангельск: Анзер, 2010.

6. Кодола О. Е. История Архангельской области: книга для детей и их родителей. :2006 г.

7.. Кодола О. Е. Культура Архангельской области: книга для детей и их родителей. :2009 г.

8.. Кодола О. Е. История Архангельской области: книга для детей и их родителей. :2009 г.

Публикации по теме:

«Веселая лепка». Программа дополнительного образования в ДОУ Одно из самых больших удовольствий для ребенка - ЛЕПКА![/b] В 2009 году мной была разработана дополнительная образовательная программа "Веселая.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мастерская Умелкина» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год. • Наименование программы: «Мастерская Умелкина» • Направление деятельности: начально-техническое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Мой северный край»
Опубликовано: 29 октября 2014 в 21:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная образовательная программа «Мой северный край»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александровна Суворова (УИ 204798) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД