Виталина Ольховская
Долгосрочный проект «Су-Джок терапия как средство развития мелкой моторики»
Характеристика проекта :
Тип проекта : социальный, групповой
Вид проекта : групповой.
Режим работы: во время нахождения в детском саду.
Участники проекта : воспитатель Ольховская В. В., дети, родители.
Возраст детей: 4-5 лет.
Руководители проекта : воспитатели группы.
Актуальность проекта :
Публикация «Долгосрочный проект „Су-Джок терапия как средство развития мелкой моторики“» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Мелкая моторика
- Проекты, проектная деятельность
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
В детском саду наблюдается тот факт, что у большинства детей младшего дошкольного возраста пальцы малоподвижные, движения их отличаются неточностью, несогласованностью. Именно поэтому данная Су-Джок терапия является эффективным методом нетрадиционной техники для развития мелкой моторики детей раннего дошкольного возраста, так как уделяет должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Проблема:
В последнее время наблюдается рост числа детей раннего дошкольного возраста, имеющих нарушения мелкой моторики рук. К сегодняшнему дню в наработках у воспитателей имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы развития мелкой моторики, так и нетрадиционные технологии. Одной из таких является технология под названием Су-Джок -это одно из направлений Оннури медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Су-Джок терапию используют в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
Цель проекта :
Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста с помощью Су-Джок терапии.
Задачи:
развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
развивать речь и познавательную активность дошкольников, воображение и наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Форма:
самомассаж пальцев и ладоней с шариками «ёжиками»;
игры и упражнения для развития мелкой моторики;
пальчиковые гимнастики с использованием Су-Джок шаров.
Область применения:
познавательное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
социально-коммуникативное развитие.
Ожидаемые результаты проекта :
Для детей:
благоприятное воздействие на весь организм;
создание развивающей предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики;
развитая мелкая моторика рук у всех детей в группе;
развиты психические познавательные процессы (память, мышление,
воображение, речь, восприятие);
стимуляция речевых зон коры головного мозга;
умение детей работать в коллективе;
Для родителей:
родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию инновационных здоровьесберегающих технологий.
родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе использования шариков Су Джок с детьми дома;
Этапы реализации проекта :
1 этап: Подготовительный:
Изучение литературы о воздействии Су-Джок терапии на детей.
Знакомство родителей с Су-Джок.
2 этап: Практический:
Приобретение набора Су-Джок (шарики, металлические кольца).
Знакомство детей с Су-Джок.
Создание картотеки игр, упражнений, художественного слова с Су-Джок.
Создание фотоальбома «Игры и упражнения с Су-Джок шариком», «Как я играю шариком Су-Джок дома.
3 этап: Заключительный:
Подведение итогов применения Су-Джок терапии для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, определение направлений индивидуальной работы с детьми.
Содержательная часть проекта
Форма работы Тема
Самостоятельная деятельность педагога Изучение методики «Су Джок»
Подбор и изучение методической литературы, информационных Интернет ресурсов.
Составление плана работы в рамках проекта.
Создание условий для внедрения метода «Су Джок» :
Приобретение шариков «Су Джок»
Подборка упражнений с шариками Су Джок, изготовление картотеки игр и художественного слова с Су-Джок.
Совместная деятельность педагога и детей Ознакомление детей с шариками Су Джок, (конспект НОД, самомассаж ладоней).
Провести начальную диагностику детей.
Разучивание игровых упражнений «Черепаха», «Ёжик» в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми в ходе режимных моментов.
Разучивание пальчиковых игр: «Мудрый ёж», «Медведи», «Ёж на дорожке», «Орешки для белочки».
Использование игровых речевых упражнений «Черепаха», «Ёжик» в НОД, как физкультминутки.
Массаж пальцев эластичным кольцом, разучивание игровых речевых упражнений «Семья». «Работники».
Использование пальчиковой гимнастики «Мы кружок нарисовали в НОД по художественно-эстетическому развитию.
Оформление фотоальбома «Игры и упражнения с Су-Джок шариком».
Итоговая диагностика
Самостоятельная деятельность детей Знакомство с Су – Джок мячиками и эластичными кольцами.
Самомассаж пальцев эластичным кольцом «Лесные
звери», «Пальчики».
Совместная деятельность педагога и родителей Консультация «Что такое веселые шарики Су -Джок?»
Консультации по применению Су –Джок терапии в домашних условиях.
Памятка «Комплекс игровых упражнений с Су – Джок шариком для развития мелкой моторики рук».
Индивидуальные рекомендации по проведению игровых занятий с шариками Су - Джок дома.
Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома «Как я играю шариком Су - Джок дома»
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук младших дошкольников.
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.
Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:
блок 1: определение уровня точности выполнения движений пальцами;
блок 2: тактильные ощущения;
блок 3: упражнения на координацию движений;
блок 4: графические упражнения;
Блок 1. Определение уровня точности выполнения движений пальцами.
Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:
«Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).
«Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).
«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный,
расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
«Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).
Оценка выполнения заданий:
3 балла – задания выполнены;
2 балла – задания выполнены с незначительными нарушениями;
1 балл – задания выполнены с нарушениями и помощью взрослого;
0 баллов – задания не выполнены.
Блок 2. Тактильные ощущения.
Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек».
Цель: выявить, насколько у ребёнка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т. д.
1. «Узнавание качества предметов».
Ребё нку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.
Инструкция педагога: «Отпусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева)».
2. «Узнавание формы предмета».
Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать круг (квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, кубик, кирпичик и т. д.).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и достань кружок (круг)».
3. «Узнавание предмета».
Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать хорошо знакомые предметы, например: карандаш, расчёску, ложку, куклу, конфету (3-5 штук).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».
Оценка выполнения заданий:
3 балла – задания выполнены;
2 балла – задания выполнены с незначительными нарушениями;
1 балл – задания выполнены с нарушениями и помощью взрослого;
0 баллов – задания не выполнены.
Блок 3. Упражнения на координацию движений и переключаемости движений пальцев рук.
1.«Катание шарика».
Ребёнок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.
2.«Зайчик».
Одновременно вытянуть указательный и средний палец правой руки, остальные пальцы собраны в щепоть, потом левой, затем одновременно.
3.«Игра на рояле»
Ребенку предлагается поиграть на воображаемом рояле.
Оценка результатов:
3 балла – переключаемость движений в норме;
2 балла – переключаемость движений нарушена;
1 балл – переключаемость движений затруднена;
0 баллов – переключаемость движений отсутствет.
Блок 4. Определение навыка работы с карандашом.
Цель: определения умения ребёнка пользоваться карандашом.
Методика «Дорожки» .
На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.
Методика «Мячики».
На рисунке изображены кегли и мячик. Ребёнку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т. е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Методика «Лес».
На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.
Ребёнку, также предлагается нарисовать- прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.
Оценка результатов:
3 балла – задания выполнены;
2 балла – задания выполнены с незначительными нарушениями;
1 балл – задания выполнены с нарушениями и помощью взрослого;
0 баллов – задания не выполнены.
Таблица обследования мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста
Имя ребенка 1 блок 2 блок 3 блок 4 блок Итого:
Маша 2 б 2 б 1 б 1 б 6 б
Дима 2 б 0 б 0 б 1 б 3 б
Кирилл 2 б 2 б 1 б 1 б 6 б
Аня 2 б 1 б 1 б 2 б 6 б
Леонид 1 б 1 б 0 б 1 б 3 б
София 2 б 1 б 1 б 1 б 5 б
Саша 1 б 1 б 1 б 1 б 4 б
Алина 1 б 2 б 0 б 1 б 4 б
Доминик 1 б 1 б 1 б 0 б 3 б
Артем 2 б 0 б 1 б 0 б 3 б
Уровни развития мелкой моторики :
Высокий (12-10 баллов) - дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо и соответствует возрастной норме.
Средний уровень (9-6 баллов) - дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо : Маша, Кирилл, Аня.
Низкий (5-0 баллов) - дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо, отстает от возрастной нормы: Артем, Доминик, Алина, Саша, София, Леонид, Дима.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что у 10 обследуемых детей низкий уровень развития мелкой моторики пальцев рук, а у двух средний уровень.
Картотека игр, упражнений, художественного слова с Су-Джок.
Пальчиковая игра «Черепаха» (с шариком).
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
(дети катают Су-Джок между ладоней)
И кусала всех от страха, Кусь, кусь, кусь, кусь,
(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку). Никого я не боюсь.
(дети катают Су-Джок между ладоней).
Пальчиковая игра «Ёжик» (с шариком).
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож.
(дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки очень-очень колкие.
(массажные движения тыльной стороны руки)
Хоть и ростом ёжик мал,
нам колючки показал,
(массажные движения «щепоткой» руки)
А колючки тоже на ежа похожи
(дети катают Су-Джок между ладонями)
Пальчиковая игра «Мудрый еж» с шариком Су – Джок.
Описание: Ежик, ежик, мудрый еж, на клубочек ты похож (дети катают массажер ладошками). На спине иголки – очень-очень тонкие (трогают шипы всеми пальчиками). Хоть и ростом ежик мал (сжимают мячик в ладошке, нам колючки показал (подбрасывают и ловят) А колючки тоже на ежа похожи (дети катают массажер ладошками).
Пальчиковая игра «Медведи» с шариком Су – Джок.
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла медведица спросонок,
(шагать шариком по руке, надавливая)
А за нею – медвежонок.
(шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки,
(шагать шариком по руке в быстром темпе)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать,
(нажимать шариком на каждый палец)
И в тетрадочках писать.
Пальчиковая игра «Ёжик на дорожке» с шариком Су – Джок. Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
По тропинке, по дорожке
(катаем шарик по ладони)
Топают к нам чьи-то ножки.
(«Топаем» шариком по ладони)
Это ёж – колючий бок,
(Показать шарик на развернутой ладони)
По грибам большой знаток!
(Надавить на каждый пальчик поочередно часть шарика).
Пальчиковая игра «Орешки для белочки» с шариком Су – Джок.
Описание: Движения выполняются в соответствии с текстом.
В руки я орех возьму,
И немного покручу.
Так, так и вот так.
Я орешек покручу. Между пальцев положу,
И вот так его держу.
Так, так, и вот так
Между пальцев положу. Я в ладошку положу,
Крепко я его сожму.
Не разбил орешек сам,
Белке я его отдам.
Самомассаж пальцев эластичным кольцом «Лесные звери».
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец)
На зеленый, на лужок Приходи и ты, дружок!
(катаем шарик по ладошке)
Самомассаж пальцев эластичным кольцом «Пальчики». Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Массаж пальцев эластичным кольцом «Моя семья». Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья!
Массаж пальцев эластичным кольцом «Работники». Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать, Родных братьев потешать.
Консультация для родителей «Что такое веселые шарики Су -Джок?»
Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки! Представляю вашему вниманию нетрадиционную технологию работы – Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия (подобия) кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в профилактических и коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием.
Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.
Кроме того, они помогают организовать непосредственно образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время непосредственно образовательной деятельности.
Су-Джок шары свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат. Таким образом, Су-Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод работы взрослого с детьми.
Консультация для родителей по применению Су –Джок терапии в домашних условиях.
Главные требования пальчиковых игр заключается, в том, что мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Внутри мячика находятся пружинные колечки, массаж пальчиков и ногтей путем надавливания и прокатывания специальных точек активирует и гармонизирует работу внутренних органов и систем.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец).
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)