Елена Тузова
Доклад «Роль наблюдений в Процессе познания природы дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.
Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учёта взаимодействий о природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а её часть и выходец. Фундаментом, истоком должен быть развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.
Публикация «Доклад „Роль наблюдений в Процессе познания природы дошкольниками“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование в России является приоритетным направлением обучения и воспитания детей.
В Тамбовской области это направление реализуется в рамках долгосрочной целевой программы «Экология и природные ресурсы Тамбовской области на 2009-2012 годы», одной из задач которой является повышение уровня знаний и экологической культуры всех категорий населения.
Решение всего комплекса экологических проблем неразрывно связано с
экологическими знаниями человека, уровнем его культуры, воспитание которой должно начинаться с детского сада, со школьной скамьи. Сегодня во всех образовательных учреждениях области в учебный план введён региональный компонент «Экология».
Дошкольное детство- ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе,вещам, людям, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой. Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребё нка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке.
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. Это могут быть: занятия, систематизированные наблюдения, экспериментально-опытническая работа, моделирующая деятельность, труд в природе, экскурсии, чтение книг о природе, о животных и растениях, беседы, работа с родителями.
Наблюдение — один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. У ребёнка с раннего детства следует развивать умение наблюдать : не просто смотреть на предмет, а видеть его, так чтобы затем отчётливо представить данный образ. Наблюдение — это дидактический метод обучения, средство развития интеллектуальной деятельности ребёнка, основа для формирования творческого воображения. В процессе наблюдения необходимо использовать дидактические приёмы, которые формируют у детей умения анализировать, синтезировать полученные в ходе наблюдений знания. Такими методическими приё мами являются: выявление признаков, сравнение, аналогия, постановка проблемы, выводы, обобщения. Эти методы способствуют формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологической культуры, так необходимых в настоящее время.
Наблюдение как метод ознакомления с окружающим миром находит своё признание с давних времён. Ещё в ХVII веке его по достоинству оценил чешский педагог Я. А. Коменский. По его мнению, всякое учение надо начинать не со словесного объяснения, а с предметного наблюдения.
Позже К. Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребё нка может соперничать с влиянием педагогики: «А воля, а простор, природа. а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями.»
Наблюдение как метод обучения играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка. В процессе наблюдений обогащается сознание ребёнка новыми знаниями. Ребёнка с самого рождения окружает объективный мир, созданный людьми. Постепенно ребёнок познаёт этот мир. Всякое познание начинается с живого созерцания, т. е. с непосредственных ощущений и восприятия, которое, в свою очередь, создаёт основу и является движущей силой умственного развития ребёнка. Предметы и явления природы являются самыми удобными для того, чтобы приучить детский ум к логичности, «ибо логика природы есть самая полезная для детей», по мнению К. Д. Ушинского. Знакомство детей с окружающим их миром начинается чаще всего с непосредственного наглядного наблюдения. Сущность наблюдения заключается в умении детей всматриваться в предметы и явления, выделять в них существенное и второстепенное, замечать происходящие в окружающем изменения, устанавливать их причины. Задачей воспитателя является сделать мир красок и звуков, воспринимаемых детьми, по возможности богаче и разнообразнее, ведь данные непосредственных ощущений и восприятия создают основу для формирования более сложных процессов, таких, как представления, память, воображение и мышление.
Видный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности человека, ребёнка. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой — оно само требует наличие определённых знаний как отправных моментов наблюдения. Осмысленное восприятие предметов рождается рано. Яркие впечатления, особенно получаемые от быстро меняющихся предметов и явлений — это результат непроизвольных наблюдений детей. С другой стороны, в высшем своём проявлении наблюдение — это деятельность самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С. Л. Рубинштейн, опирается на систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, долженобеспечивать постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление всё более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.
В процессе наблюдения рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности — наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, не выбрал теперешний малыш, качество это для него всегда будет необходимым. Наблюдение предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомлении с природой способствуют физическому развитию ребёнка. Наблюдения также способствуют выработке в ребёнке самостоятельности, организованности, дисциплинированности, инициативности. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, восторг. В процессе наблюдений ребёнок не только овладевает определёнными знаниями и умениями, но у него развивается эмоциональная отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду. Ребёнок усваивает систему знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях — а это задачи экологического воспитания.
Наблюдения могут быть проведены на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на огороде, в уголке природы. Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, необходимо руководить процессом наблюдения. Руководства наблюдениями даёт возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, быть не равнодушным.
Процесс наблюдения по своей структуре можно условно разделить на 4 этапа, каждый из которых, имея конкретную цель, вместе с тем, благодаря своей связи с другими, служит достижению общей цели всего наблюдения.
1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Цель: вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. На этом этапе воспитатель указывает цель и задачи наблюдения и даёт задание к предстоящему наблюдению. Вызвать интерес к объекту можно различными приё мами:
использование личного опыта детей (предлагается вспомнить, видели ли предмет, где видели, каким он был тогда, что знаете о нем);
краткая беседа;
чтение литературного произведения;
рассматривание рисунков и иллюстраций.
На 2 этапе рекомендуется использовать приёмы ТРИЗ»Чудеса прогулок»; приёмы фантазирования, оживления, увеличение или уменьшения объектов. Интересен и своеобразен приём эмпатии — дети представляют себя на месте объекта наблюдения(«Представь себя на месте божьей коровки», «А если бы ты был кустиком?»). Детям можно предложить надеть очки с цветными стёклами и посмотреть на дождь, снег, облака. Они сделают необыкновенные открытия, если рассмотрят муравья, гусеницу, комара, снежинку через увеличительное стекло.
3 этап. ОСНОВНОЙ. Цель: последовательное рассматривание предмета и осмысление воспринятого. Успех наблюдения во многом зависит от содержания и последовательности вопросов, продуманных заранее, от того, насколько воспитатель предвидит ответы детей и реагирует на их активность. Этот этап по своему содержанию и роли в наблюдении, можно условно разделить на 3 части:
обследование предмета или явлений в целом;
анализ обследуемого предмета;
обследование, раскрывающее не только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе свойства предметов и явлений в их взаимосвязях.
На 3 этапе в младшем дошкольном возрасте применим приём имитации ребёнком движений, звуков и явлений природы (движение крыльев птиц, звон капели, скрип снега, полет шмеля, лай собаки и т. п.)
4 этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Цель: подведение итогов и закрепление полученных представлений и знаний о предметах и явлениях. Необходимо отмечать то новое, что дети узнали. Закрепление, уточнение представлений, полученных во время наблюдений, осуществляется в ходе дидактических заданий, которые в основном проходят в форме игры. Закончить наблюдение можно чтением стихотворения, возможно пение песен (если позволяют погодные условия, хороводы, подвижные игры.
Таким образом, усвоение детьми знаний тесно связано с развитием познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности и любознательности. Приучая наблюдать, то есть целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к школе».
В процессе наблюдения воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, может сделать её мощным фактором всестороннего развития ребёнка.