Лучший педагог года

Проблемное обучение в ДОУ

Ирина Моисеева
Проблемное обучение в ДОУ

Доклад «Технология проблемного обучения в ДОУ»

Моисеева Ирина Сергеевна

заместитель заведующего по ВМР

МАДОУ «Култаевский детский сад «Колокольчик»

Цель: трансляция опыта эффективных педагогических практик реализации ФОП ДО.

Технология проблемного обучения не нова : она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной педагогике.

Публикация «Проблемное обучение в ДОУ» размещена в разделах

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Он считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Отечественные психологи - Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания. Рассмотрим основные принципы проблемного обучения в ДОУ.

Взгляните на определение «Технология проблемного обучения» (Проблемное обучение - это организация продуктивной учебно-познавательной деятельности воспитанников по усвоению знаний и способов умственной деятельности путем восприятия учебного материала в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение посредством выдвижения гипотез, предположений, их обоснования, доказательства и проверки правильности решения). Какие ключевые слова Вы бы выделили в данном определении? (Педагоги выделяют ключевые фразы в определении).

«Проблемное обучение» – это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы; это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность воспитанников с усвоением ими готовых выводов науки.

А какие ключевые слова Вы бы выделили в этом определении? (Педагоги выделяют ключевые фразы в определении)

Действительно суть проблемного обучения в детском саду предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и предоставляется детям возможность изыскивать средства их решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Задачи проблемного обучения :

• развивать творческое, диалектическое мышление и способности воспитанников, их творческие умения;

• усвоенные детьми знания, умения и навыки, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;

• воспитывать активность творческой личности ребёнка, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Формы организации проблемного обучения в ДОУ.

Проблемный вопрос. Проблемный вопрос : это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

Проблемная задача. Проблемная задача содержит в себе две части: условие (описание) и вопрос.

Проблемная ситуация. Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

Основные условия для успешного применения проблемного обучения

Проблемные ситуации, задачи, вопросы должны отвечать целям формирования системы знаний.

• Быть доступными для детей и соответствовать их познавательным способностям.

• Должны вызывать у детей собственную познавательную деятельность и активность.

• Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (Ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

Существуют четыре уровня проблемности в обучении :

• Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

• Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

• Ребенок ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

• Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему : ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает педагогу выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности воспитанников, специально организуемой педагогом в процессе обучения. Данная технология позволяет воспитаннику детского сада освоить позиции исследователя, экспериментатора и научиться применять добытые знания в жизни

Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам:

• осознание общей проблемной ситуации;

• анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

• решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

• проверка правильности решения проблемы

«Введение в систему знаний»

На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию

На 2 этапе - актуализации знаний - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.

На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.

На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.

5 этап - «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению. Следуя данным этапности, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросы, догадки.

Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников:

• Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.

• Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.

• Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что - то в нем хорошо, а что-то - плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет).

• Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед).

• Играйте каждый день в игры типа «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в…»

• Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса, карандаша»).

Рекомендации по стилю общения с детьми

• Выслушивайте каждого желающего.

• Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».

• Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.

• Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.

• В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?» (С. Я. Маршак)

Задача педагога - не дать угаснуть желанию ребенка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице. Заканчиваю свое выступление словами Л. Выготского «Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Дистанционное обучение. Аппликация «Зайчик»Дистанционное обучение. Аппликация «Зайчик» Задачи: продолжать учить детей составлять целостную композицию из частей. Материалы: картон зелёного цвета; геометрические фигуры из бумаги:.

Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников»Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников» Вот такие медали я приготовила для своих детей,тех с которыми во время самоизоляции занималась в "виртуальном детском саду". На сегодняшний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемное обучение в ДОУ
Опубликовано: 16 сентября 2024 в 21:32
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемное обучение в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Моисеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. День отца. Передвижка

День отца в России отмечается в третье воскресенье октября. Этот праздник учрежден, чтобы привлечь внимание к важнейшей роли мужчины в семье и обществе, поддержать семейные ценности и традиции.


20 октября. День повара. Передвижка «Готовим вместе с ребенком»

20 октября во всем мире ежегодно празднуют День повара — свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых востребованных профессий в мире.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД