Ольга Крутий
Финансовая грамотность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад по теме
«Финансовая грамотность дошкольников».
«Деньги, конечно, деспотическое могущество, но в то же время и высочайшее равенство, и в этом вся их главная сила. Деньги сравнивают все неравенства»
Федор Достоевский.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое фор-мируется с самого малого возраста и выражается в эффективном управлении финансами, учете доходов и расходов в рациональном потреблении.
Публикация «Финансовая грамотность дошкольников» размещена в разделах
В изменяющихся условиях современного общества непрерывное эконо-мическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удиви-тельному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительно-сти.
Необходимость формирования финансовой грамотности дошкольников от-ражена в таких нормативных актах как:
Федеральный образовательный стандарт дошкольного
образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2021г №1155)
«Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023гг» (Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017г №2039-р)
«Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г №996-р
.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Она включает и экономическую (финансовую) культуру. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных пред-ставлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение пла-нировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформирован-ных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
«Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ» определяет приоритеты, цели и задачи, основные направления и способы их эффектив-ного решения для повышения финансовой грамотности во всех сферах, в том числе и в дошкольном образовании.
«Стратегия развития воспитания в РФ» ставит в приоритете воспитание таких личностных качеств как: трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность, что является фундаментом для приобретения в будущем спе-циальных знаний и навыков в современном мире В рамках дошкольного образовательного учреждения решаются следующие задачи, которые позво-ляют формировать финансовые представления у детей дошкольного возраста : это создание условий для формирования элементарных экономических представлений и развитие интереса детей к аспектам финансовой грамотности и использованию этих знаний в жизни.
В связи с этим у нас возникла идея в 2020-2021 учебном году реализо-вать проект по формированию финансовой грамотности дошкольников «Юные финансисты» .
Целью нашей работы стало создание основ для формирования фи-нансовой грамотности дошкольников.
Свою работу я начала с изучения научно-методической литературы по вопросу формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности, таких авторов как Г. П. Поворнищева, Ю. А. Кисилева и А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика». Также для успешной реализации про-екта я прошла курсы повышения квалификации по теме «Финансовая грамот-ность для дошкольников».
В процессе реализации проекта в нашей группе мы создали центр по финан-совой грамотности «Юные финансисты», в котором находится мини-музей «История денег», тематический альбом «Супермаркет», макет банкомата Сбербанка, картотеки дидактических игр, пословиц и поговорок, картотека бесед «История денег»,картотека экономических сказок. Мы разработали лепбуки,которые предназначены не только для занятий. но и для развиваю-щих игр.
Образовательная деятельность с воспитанниками по развитию финансо-вой грамотности включает в себя следующие формы работы: непосредст-венно организованную образовательную деятельность, а также беседы, игры, практические задания, сюжетно ролевые игры.
Не остались в стороне и наши родители- они являются активными по-мощниками в деле изучения финансовой грамотности. Мамы и папы помо-гают создавать учебные пособия и принимают активное участие в выполне-нии разного рода практических заданий. В свою очередь мною для родителей были проведены консультации «Зачем нужна ребенку финансовая гра-мотность», «Зачем нужны ребенку экономические знания», «Формируйте у детей разумные потребности», памятки рекомендательного характера «Учите ребенка видеть связь между трудом и деньгами», «Учите ребенка выбирать и покупать товар!»
В результате работы над проектом
Наши ребята овладели уже многими экономическими понятиями, таки-ми, как: деньги, цена, зарплата, кредит, бюджет, банковская карта. Понимают, что сначала деньги зарабатывают, а потом тратят, и осознают, что главные ценности -жизнь, отношения, радость, счастье и здоровье за деньги не купишь!
Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную актив-ность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того, дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с другом.