МААМ-картинки

Доклад «Организация гендерного воспитания детей старшего возраста в детском саду»

татьяна серегина
Доклад «Организация гендерного воспитания детей старшего возраста в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10

ДОКЛАД

НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ»

Должность: Воспитатель

Серегина Татьяна Сергеевна

г. Кашира

Публикация «Доклад „Организация гендерного воспитания детей старшего возраста в детском саду“» размещена в разделах

«Из чего же, из чего же, из чего же?.» - наверное, каждый вспоминает эту шутливую детскую песню, когда речь заходит о гендерных различиях.

Но вначале вспомним некоторые стороны этого вопроса. В современной науке используются два термина:

Пол – (от латинского «secare» - разделять, делиться) – первоначально относится ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

А что же такое гендер?

Гендер - (от англ. gender– «род») – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми. В результате мы должны рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Детей разного пола родители воспитывают по–разному с самого рождения. А замечали ли вы, что родители их даже держат по-разному. Мои наблюдения показывают, что девочку поворачивают лицом к себе, а мальчика, наоборот, - к миру.

Сегодня нет резких границ между мужским и женским стилем поведения, мужскими и женскими бытовыми обязанностями, мужскими и женскими профессиями, поэтому родители и мы воспитатели – в растерянности.

Когда–то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или с няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

А сейчас современная ситуация требует, прививать ли девочке чисто женские качества – мягкость, гибкость, нежность или воспитывать ее активной и амбициозной? А мальчика стоит ли растить твердым и бесстрашным или важнее поощрять в нем способность к состраданию и пониманию? И как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве. Но и станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой. А как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?

В современном обществе существует такой вариант воспитания : и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины. Дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими»» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание. Наблюдая за воспитанниками, можно отметить, что многие девочки лишены

скромности, нежности, терпения, не умеют разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

В настоящее время важным является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации. Поэтому в современном обществе возрастает актуальность гендерного воспитания.

В период дошкольного детства у детей происходит принятие гендерной роли :

- К возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. Уже в младшем возрасте дети подражают взрослым, копируют их деятельность.

- В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость, детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.

Главные задачи гендерного воспитания - формировать в детях качества мужественности и женственности, и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, а также воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.

Думается, что нельзя одинаково воспитывать мальчиков и девочек, нельзя предлагать девочкам быть похожими на мальчиков, ни в чем не уступать им, соревноваться с ними. Только тесно общаясь, дети разного пола могут научиться уважительному отношению к чувствам и поступкам друг друга.

В связи с этим моей задачей является осуществлять дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации различных видов деятельности и в повседневной жизни.

Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек. Помещение, в котором проводят время дети - это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков.

Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна, повлияет на формирование их вкусов, взглядов, уверенности в себе и своих возможностях и многого другого, что связано с развитием личности маленького ребенка. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности. Именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.

В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учетом гендерных особенностей, я уделяю подбору игровому материалу и оборудованию для игровой деятельности мальчиков и девочек.

Центры занятости в группе созданы и размещены с учетом возрастных особенностей детей. Для мальчиков и девочек отведено разное пространство.

Уголок для мальчиков, где есть макет – дорога для дорожного движения, сюжетно – ролевая игра «шофер» и «моряки», различный конструктор LEGO, строительный материал. И уголок для девочек. Это уголок «Ряженья», «Салон красоты», «Кукольный уголок», «Больница», «Ателье», а также уголок «Магазин» - со всеми необходимыми атрибутами. Для игровой деятельности детей я постоянно пополняю и обновляю разными игрушками – заменителями и атрибутами.

В группе создан кукольный театр, позволяющий детям проигрывать различные социальные роли. И в этой игре участвуют мальчики и девочки. Например, кукла- бабушка – это девочка, а кукла-военный – это мальчик и т. д.

Очень часто взрослые обсуждают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют войну.

Надо учитывать, ведь мальчикам физиологически нужно в два раза больше пространства для игр. Ведь мальчики более склонны к исследованию, так как они любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию. Игра помогает им развиваться физически, учит регулировать свою силу, а также игра помогает им разрядить скопившуюся энергию. Чтобы игры не носили агрессивный характер нужно научить играть мальчиков в солдат, летчиков, моряков и создать необходимые условия.

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Девочки в игре используют всё, что может понадобиться, и чтобы было рядом для игры. Чаще всего в играх девочки осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

При распределении ролей в сюжетно-ролевых играх, прежде всего я учитываю пол ребенка, а не его индивидуальность. Девочкам, я предлагаю роли, готовящие их к семейной жизни, ведению домашнего хозяйства, которые воспитывают сочувствие, мягкость. Такие игры как «Дочки-матери», «Больница», «Магазин». А мальчикам – роли, связанные с профессиональной и исследовательской сферой. Это «Строители», «Моряки». При этом лояльно подхожу к девочкам, играющим в машинки, и к мальчикам, играющим в куклы (такой ребенок в будущем станет хорошим отцом).

Гендерный подход в моей группе нашел отражение в раздевальной комнате.

На шкафчиках для одежды есть кармашки, в них помещены лица мальчиков и девочек. Ребенок имеет возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он – мальчик.

Особое внимание я обращаю на состояние книжного уголка. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, а также учится анализировать. И в результате у детей закладываются нравственные и культурные ценности.

Акцент на чтение детской литературы мной был сделан в связи с тем, что оно является одним из педагогических условий формирования у девочек и мальчиков 5-7 лет привлекательности гендерных ролей.

Сказка – естественный способ общения с детьми. Она обучает и создает модель гендерного поведения и показывает социальные возможности девочки и мальчика. Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.

Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а девочках – женственность. Постичь направление и содержание Женственности и Мужественности можно, если тонко исследовать так называемые женские и мужские сказки, то есть сказки, в которых идет рассказ о девочке, девушке, женщине («Золушка», «Крошечка-Хаврошечка» и т. п., в которых имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, она должна перебрать перемешанные семена. Во-вторых, прибрать в доме или выполнить задание,

требующее от нее хитрости, смекалки, не применяя при этом физической силы. И сказки, в которых речь идет о мальчике, юноше, мужчине, такие как «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил». А знакомя детей с творчеством А. С. Пушкина, одновременно с детьми мы беседуем по картине «Богатыри» В. М. Васнецова. Например:

- Какие подвиги совершали русские богатыри? (Защищали русскую землю, боролись с вражьей силой, защищали слабых, любимых).

- Как, по-особенному называли девушек в русских народных сказках? (Василиса Премудрая, девица краса, лебедь белая, лебедушка, пава, красна - девица).

В своей группе я использую народный фольклор. Ведь в нем уделяется большое внимание особенностям мальчикам и девочкам. Это колыбельные, считалочки для мальчиков и девочек. Фольклор воспитывает в детях уважение к старшим и формирует начала мужественности и женственности.

Работа с детьми по гендерному воспитанию осуществляется на музыкальных, физкультурных и других занятиях. И в структуру каждого занятия включаются такие элементы как приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т. д.).

Цели занятий формулируются с учетом обучения мальчиков и девочек. На физкультурных занятиях разная дозировка упражнений и разные основные виды движений. На занятиях по математике используется разный раздаточный материал, девочки составляют задачи о куклах, мальчики – о машинах и т. д.

Кроме того, к каждому празднику в детском саду детей готовят к выступлениям, где мальчики и девочки танцуют. Разучивают на занятиях движения. Девочек учат пластичности, красоте, грациозности, а в мальчиках развивают выносливость, силу духа, умение добиваться поставленной цели. А также отрабатывают походку, стиль общения и наряжают их в соответствующие костюмы. Дети исполняют роль того или иного героя, приобретая тем самым опыт мужского или женского поведения.

В своей работе я стараюсь создать детям такие условия, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно. И в этом мне помогает продуктивная деятельность.

Я обратила внимание на то, что мальчики рисуют машины, строительство домов, дороги с мчавшимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, а также войну и драки. Девочки более к женским ролям и рисуют «красивеньких девочек», принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками. Вместе с детьми мы создаем тематические альбомы «Мой портрет», «Наши мамы», «Наши папы», «Мы – одна семья», «Мои друзья».

А также я провожу тематические беседы: «На кого я хочу быть похожим», «Профессии моих родителей», «Традиции в нашей семье», «Кто мои предки». Совместно с детьми изготовляем атрибуты к сюжетно – ролевым играм «Семья», «Детский сад» и другие.

Таким образом, в результате работы по обучению девочек и мальчиков совместным играм я решаю главную задачу – формирую умение, а главное желание девочек и мальчиков общаться друг с другом.

Свое выступление хочу закончить словами Габриеллы Мистраль:

Многое из того, что нам нужно,

Может подождать, но не ребенок.

Ему нельзя сказать: «Жди до завтра».

Его зовут – Сегодня!

Публикации по теме:

Дидактические игры в детском саду Я работаю в детском саду воспитателем младшей группы. Каждую неделю в нашем саду проходят педсоветы. На одном из таких собраний нам предложили.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Организация гендерного воспитания детей старшего возраста в детском саду»
Опубликовано: 21 июля 2013 в 22:37
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Организация гендерного воспитания детей старшего возраста в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна серегина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД