МААМ-картинки

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения (из опыта работы)

светлана веряскина
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения (из опыта работы)

Веряскина Светлана Анатольевна

воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №116 комбинированного вида»

г. о. Саранск

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Встал малыш на ноги – он уже пешеход

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель

Поехал в автобусе – он уже пассажир

И везде его подстерегает опасность

Публикация «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения (из опыта работы)» размещена в разделах

«Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, из-за необдуманного риска. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения, учить правилам жизни во взрослом мире – мире, спешащих машин и людей. Ведь всем известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.

Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Именно поэтому, я выбрала тему инновационного опыта по обучению детей правилам дорожного движения, и считаю эту тему наиболее актуальной.

Целью моей работы является формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.

Приступая к обучению детей правилам дорожного движения, поставила следующие задачи:

1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.

4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

5. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

В работе я опиралась на такие принципы организации образовательного процесса:

• наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию;

• деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

• интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;

• дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

• преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Свою работу я начала с обогащения предметно - развивающей среды в группе, где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняла в течение всего учебного года.

Приобрела наглядно-иллюстративный материал ( иллюстрации: транспорта, светофора, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями, атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора, костюмы). Изготовила настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино). Вместе с детьми сделали макет перекрестка (маленькие дорожные знаки, различные виды транспорта, игрушки – светофор, домики). Совместно с родителями сшили накидки на стулья «Транспорт».

Материалы уголка использую в НОД по ПДД, при проведении бесед, целью которых является знакомство и закрепление знаний о правилах поведения на улице, на дороге, в общественном транспорте. Усвоение знаний детьми во многом зависит от создания в группе эмоционального положительного настроя к изучению правил безопасного поведения. Игры подбираю требующие решения различных ситуаций. Во время игры дети проявляют творческую смекалку, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.

Разработала программу дополнительного образования «Светофорчик». Работу начала с детьми второй младшей группы. Познакомила детей с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Дала представление о работе водителя, о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Продолжила знакомство с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами). Ребята рассматривали иллюстрации с изображением машин, наблюдали за транспортом во время прогулок. Узнали, что транспортные средства имеют разные "габариты". Для развития правильной ориентации детей в пространстве обучала их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу, их размеры, а также учила сравнивать предметы по этим параметрам. Познакомила детей с правилами поведения в общественном транспорте.

В средней группе учила детей быть наблюдательными, уметь ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Расширяла знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Познакомила с различными видами специального транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Полиция», «МЧС», «Пожарная»); со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

Показала детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходный переход, по которым держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. На занятиях давала задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе). Или как они шли пешком в детский сад. При этом ненавязчиво закрепляла у детей понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняла, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой. В объяснениях использовала иллюстрационный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью. Закрепляла понятия "тротуар" и "проезжая часть", детей знакомила с местами движения машин и людей, отрабатывала навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Провела знакомство с пешеходным переходом, с его назначением. Дети научились находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Объясняла детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа).

Для закрепления знаний использовала целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы.

Родители являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Поэтому они должны стать самыми активными помощниками педагогам в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдая сами правила безопасности.

По результатам проведённого анкетирования на начала года я увидела, что у родителей недостаточно знаний по ПДД. Большинство родителей сами зачастую не соблюдают ПДД, а в некоторых случаях даже нарушают их. Более того, родители не объясняют детям, как нужно вести себя на улице. Поэтому я начала проводить системную работу с родителями, углублять их знания безопасного поведения на улице. Старалась заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Подводя итоги работы за два года можно отметить, что расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения : умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе.

Дети овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их; обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды, значительно расширился и обогатился словарный запас детей.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

Литература

1. Лисовая, Е. Н. Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах / Е. Н. Лисовая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015.

2. Кривунец, Н. Н. Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста в рамках различных видов детской деятельности / Н. Н. Кривунец. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017.

3. Э. Я Степаненко, М. Ф. Филенко «Дошкольникам -о правилах дорожного движения». М. : 1975г.

Публикации по теме:

Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей дошкольного возрастаДидактические игры по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Самим детям трудно самостоятельно.

Лэпбук по правилам дорожного движения для детей дошкольного возрастаЛэпбук по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста Дидактическое пособие – лэпбук по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста. Представляю вашему вниманию лэпбук, который.

Фотоотчет о КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Подготовили и провели: Кичигина Л. И. Хахонина Г. В. Цель: Формирование.

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста С каждым днём всё увеличиваются и увеличиваются потоки транспортных средств на улицах. В такой ситуации важно научить детей правилам дорожного.

Конспект НОД по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Мы с дорогою на Вы» Разработали: Криленко Валентина Егоровна, Гончарова Надежда Ивановна. Игра – экскурсия: «Знакомство Деда Мороза с правилами дорожного движения».

КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возрастаКВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Подготовили и провели: Кичигина Л. И. Хахонина Г. В. Цель: Формирование.

Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизмаОбучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма .

Обучение дошкольников правилам дорожного движения. ФотоотчетОбучение дошкольников правилам дорожного движения. Фотоотчет Для лучшего освоения детьми правил дорожного движения, необходимо применять в работе различные методы и формы обучения. Для этих целей подойдут.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Обучение детей правилам дорожного движения поможет предотвратить несчастные случаи. Дома начальные знания о правилах поведения на дороге.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения (из опыта работы)
Опубликовано: 26 апреля 2021 в 11:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем светлана веряскина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД