светлана веряскина
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения (из опыта работы)
Веряскина Светлана Анатольевна
воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №116 комбинированного вида»
г. о. Саранск
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
Встал малыш на ноги – он уже пешеход
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель
Поехал в автобусе – он уже пассажир
И везде его подстерегает опасность
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения (из опыта работы)» размещена в разделах
«Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, из-за необдуманного риска. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения, учить правилам жизни во взрослом мире – мире, спешащих машин и людей. Ведь всем известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.
Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Именно поэтому, я выбрала тему инновационного опыта по обучению детей правилам дорожного движения, и считаю эту тему наиболее актуальной.
Целью моей работы является формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.
Приступая к обучению детей правилам дорожного движения, поставила следующие задачи:
1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
5. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
В работе я опиралась на такие принципы организации образовательного процесса:
• наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию;
• деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
• интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;
• дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
• преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Свою работу я начала с обогащения предметно - развивающей среды в группе, где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняла в течение всего учебного года.
Приобрела наглядно-иллюстративный материал ( иллюстрации: транспорта, светофора, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями, атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора, костюмы). Изготовила настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино). Вместе с детьми сделали макет перекрестка (маленькие дорожные знаки, различные виды транспорта, игрушки – светофор, домики). Совместно с родителями сшили накидки на стулья «Транспорт».
Материалы уголка использую в НОД по ПДД, при проведении бесед, целью которых является знакомство и закрепление знаний о правилах поведения на улице, на дороге, в общественном транспорте. Усвоение знаний детьми во многом зависит от создания в группе эмоционального положительного настроя к изучению правил безопасного поведения. Игры подбираю требующие решения различных ситуаций. Во время игры дети проявляют творческую смекалку, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.
Разработала программу дополнительного образования «Светофорчик». Работу начала с детьми второй младшей группы. Познакомила детей с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Дала представление о работе водителя, о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Продолжила знакомство с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами). Ребята рассматривали иллюстрации с изображением машин, наблюдали за транспортом во время прогулок. Узнали, что транспортные средства имеют разные "габариты". Для развития правильной ориентации детей в пространстве обучала их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу, их размеры, а также учила сравнивать предметы по этим параметрам. Познакомила детей с правилами поведения в общественном транспорте.
В средней группе учила детей быть наблюдательными, уметь ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Расширяла знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Познакомила с различными видами специального транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Полиция», «МЧС», «Пожарная»); со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
Показала детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходный переход, по которым держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. На занятиях давала задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе). Или как они шли пешком в детский сад. При этом ненавязчиво закрепляла у детей понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняла, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой. В объяснениях использовала иллюстрационный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью. Закрепляла понятия "тротуар" и "проезжая часть", детей знакомила с местами движения машин и людей, отрабатывала навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.
Провела знакомство с пешеходным переходом, с его назначением. Дети научились находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Объясняла детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа).
Для закрепления знаний использовала целевые прогулки, экскурсии, беседы, подвижные игры, чтение художественной литературы, дидактические игры, настольные игры и игры с макетом улицы.
Родители являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Поэтому они должны стать самыми активными помощниками педагогам в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдая сами правила безопасности.
По результатам проведённого анкетирования на начала года я увидела, что у родителей недостаточно знаний по ПДД. Большинство родителей сами зачастую не соблюдают ПДД, а в некоторых случаях даже нарушают их. Более того, родители не объясняют детям, как нужно вести себя на улице. Поэтому я начала проводить системную работу с родителями, углублять их знания безопасного поведения на улице. Старалась заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Подводя итоги работы за два года можно отметить, что расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения : умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе.
Дети овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их; обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды, значительно расширился и обогатился словарный запас детей.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.
Литература
1. Лисовая, Е. Н. Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах / Е. Н. Лисовая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015.
2. Кривунец, Н. Н. Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста в рамках различных видов детской деятельности / Н. Н. Кривунец. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017.
3. Э. Я Степаненко, М. Ф. Филенко «Дошкольникам -о правилах дорожного движения». М. : 1975г.