Светлана Диденко
Интерактивный театр в детском саду как средство совместного досуга взрослых и детей
▼ Скачать
Один из известных театральных деятелей сказал, что «специфика детского театра в его зрителе». А еще раньше, великий театральный реформатор Константин Сергеевич Станиславский говорил, что «для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только горазда лучше». Здесь уместно отметить закон, сформулированный К. С. Станиславским «Зритель- третий творец спектакля».
Публикация «Интерактивный театр в детском саду как средство совместного досуга взрослых и детей» размещена в разделах
С введением Федерального государственного образовательного стандарта стали активно развиваться новые нетрадиционные формы и методы педагогической работы с детьми и появилось понятие, как интерактивный театр.
Само понятие интерактив (с англ.) переводится как взаимодействие. Во время интерактивных постановок, сюжет может видоизменятся в зависимости от характера зрителей и их ответов. К интерактиву порой подключается импровизация.
Развитие театрального искусства в последнее время вступило в новую стадию, в которой зрителю уделяется особое внимание. Условия жизни диктуют необходимость поиска новых форм и методов пробуждения интереса к ней. Интерактивность не могла обойти и театр. Чаще всего это небольшие театры, активно экспериментирующие с методами работы со зрителями и предлагающие спектакли, в которых главная роль отдается зрителю. Важно отметить и то, что в народных уличных театрах со средних веков присутствовали Скоморохи и Петрушки, общавшиеся со зрителями. То есть элементы интерактивности в театре появились уже очень давно.
Современный интерактивный театр – это небольшие спектакли, яркие, веселые, музыкальные представления с реквизитом, декорациями, костюмами, где персонажи не только ведут сюжетную линию, но и взаимодействуют со зрителями, играют с ними, давая возможность ощутить себя в самой гуще сказочных событий.
Так нужен ли современным детям интерактивный театр или лучше остановится на классическом. В классическом театре зритель является наблюдателем. Действие живет лишь на сцене между героями, существует так называемая в театральном мире «Четвертая стена». В таких театрах редко можно увидеть авторские актуальные для нынешнего времени постановки, как правило, это пьесы написанные в прошлых веках. Если говорить, об интерактивном театре, то здесь «четвертой стены» не существует, и зритель становится непосредственным участником сюжета, помогает героям, выполняет их задание.
Можно сказать, что в интерактивном театре главный – зритель. Дети-зрители – это про желание делать, исследовать, пробовать, а это основа мотивации и познавательного интереса. Ведь они могут включаться в игру актёров, отвечать на их вопросы, выполнять просьбы, давать советы, перевоплощаться в тот или иной образ.
И что очень важно в интерактивных постановках, как в нашей сказке «Под грибом» есть небольшие танцевальные минутки, разминочные паузы,
пальчиковые игры. Они помогают не только удовлетворить потребность в движении, но и придать уверенности актёрам и зрителям. После танца они активнее участвуют в сюжете. В классическом театре юные зрители быстро теряют интерес к происходящему на сцене или просто заинтриговано смотрят на яркие картинки. Стоит полагать, что классические постановки более подойдет для взрослых зрителей. Которые могут вовлечься в сюжет без обращения к ним со сцены, а вот интерактивные очень подходят для детей, так как дети с помощью игры активнее воспринимают информацию.
Интерактивный театр предполагает активное участие аудитории и таким образом исчезают границы между зрительным залом и сценой. Маленький зритель становится полноправным участником действия. В итоге и зритель, и актер сопереживают, содействуют и создают новое игровое пространство. В каждый спектакль включены дидактические, подвижные игры, игры на развитие мелкой моторики, либо творческие задания включающие художественную деятельность. Благодаря этому, спектакль для ребенка это путешествие, исследование, эмоции, впечатления, новая полезная информация.
Большинство современных детей гиперактивны, им необходимо постоянное движение. В классическом театре юные зрители быстро теряют интерес к происходящему на сцене или просто заинтриговано смотрят на яркие картинки. Стоит полагать, что классические постановки более подойдет для взрослых зрителей. Которые могут вовлечься в сюжет без обращения к ним со сцены, а вот интерактивные очень подходят для детей, так как дети с помощью игры активнее воспринимают информацию.
Участвуя в театрализованной игровой деятельности, дети познают мир, становятся участниками событий из жизни мира природы и людей. Все театрализованные игры строятся на материале сказок и, играя, дети учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами.
За основу для создания спектаклей берутся русско-народные и зарубежные сказки. Которые переписываются на современный лад. Таким образом, постановки интерактивного театра затрагивают актуальные проблемы и интересы детей.
Дети во время спектакля:
1. колдуют,
2. танцуют,
3. загадки разгадывают,
4. Помогают героям советами и подсказками. И герой их всегда слышит и отвечает.
Юные зрители с интересом вступают в диалог с главными героями и помогают им не совершать какие-либо ошибки.
Интерактивные постановки предполагают определённую структуру. 1. Вводная часть направлена на установление контакта с детьми-зрителями через использования фоновой мелодичной музыки, игр-разминок, логоритмических упражнений. В результате происходит совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние.
Ритуал входа в сказку сопровождается звучанием определённой музыки, танцевально-двигательным упражнением-ритуалом, проговариванием определённых слов и т. п.
Вводная часть и ритуал входа в сказку способствуют созданию атмосферы доверия, принятию ребёнком взрослого и новой ситуации, как следствие — снижение уровня тревожности, снятие психического напряжения.
2. В основной части используются:
• подвижные игры с применением различной атрибутики, двигательно-танцевальные упражнения;
• игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения, ориентированные на тактильную стимуляцию (вода, песок, кукурузная, манная крупа, тесто, пластилин); дыхательная гимнастика (чередование ритмичного дыхания и дыхания с задержкой выдоха); импровизированные движения руками, ногами; психомышечная тренировка (чередование напряжения и расслабления мышц лица, рук, ног); игры с бытовыми предметами, с музыкальными игрушками и прочие, ориентированные на снятие негативных эмоций;
• упражнения для самореализации в игре (например, игры на меткость с применением красочных мишеней) и в продуктивной творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование).
3. В заключительной части применяются игры и этюды релаксационной направленности, где обязательное условие — этомузыкальное сопровождение и ритуал выхода из сказки.
Интерактивные спектакли для детей – это также хороший педагогический приём заинтересовать маленького ребенка, мотивировать познавательную, творческую активность, прививать любовь к чтению. Детям дошкольного возраста тяжело усидеть на месте больше 10 минут, чтобы только смотреть спектакль. Внимание детей во время спектакля переключается последовательно и логично на различные дидактические игры, творческую деятельность. Самое главное-сказки или сценарий должен подходить возрасту участников процесса. Детские интерактивные спектакли представляют собой чередование легкой для восприятия, доброй истории о жителях флоры и фауны с позитивным и полезным посылом, и увлекательных активностей, разработанных с учетом возраста юных зрителей. Они способствуют формированию самых важных навыков: логического мышления, восприятия, моторики, координации и др.
Рекомендации для создания интерактивного спектакля-игры :
Особенностью таких спектаклей является то, что к артистам в любое время могут присоединиться зрители, а декорации и костюмы создаются из простых подручных материалов. Для начала необходимо разработать сценарий и подобрать игры, которые будут вплетены в сюжет так, чтобы они были просты в правилах, не требовали большой подготовки к ним, с минимальным использованием реквизита (мяч, лента, коробки и т. д.). В творческом процессе дети могут придумать и воплотить свою идею, научиться находить выход и решать задачу разными способами.
Подобные спектакли могут быть как заранее отрепетированным, так и сюрпризом для юных актёров. В связи с повышенной активностью юных актё ров набор игр должен быть разнообразным: подвижные и дидактические. Но спектакли не должны быть перегружены интерактивными заданиями.
Все интерактивные спектакли проходят с музыкальным сопровождением. Дошкольники обучаются инсценировки мелодий и постановке небольших музыкальных спектаклей. Так же дети создают собственную музыку, изображают шум леса; одни дети машут атласными лентами, а другие переливают воду из стакана в стакан, а кто-то медленно трясёт баночку с гречкой. Взаимодействие с разными материалами расширяется чувственный опыт детей и включает все системы восприятия (зрительное, слуховое, осязание, и даже обоняние и вкусовое).
В интерактивных спектаклях «артистами» могут быть как дошкольники, так и игрушки. Дошкольник, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет игрушками. Творческие занятия закладывают семена креативного мышления. Миру нужны люди с креативным мышлением. Это базовый навык человека будущего. Погружаясь в этот волшебный мир театра, заучивая слова героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, дошкольник тренирует память, учится правильно излагать свою мысль, продумывает поведение.
Интерактивные театры так же способствуют :
• Развитию культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
• Снятию мышечного напряжения, формированию правильной осанки.
• Развитию сценического мастерства и речевой деятельности: развитию мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Интерактивные театрализованные представления позволяют так же создать атмосферу общности интересов семьи и ДОУ, оказывают практическую педагогическую поддержку семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формируют партнерские отношения с семьями воспитанников.
Одной из наиболее эффективной формой работы с семьями воспитанников в нашей группе стали интерактивные театрализованные представления, которые способствуют раскрытию творческого потенциала всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей. В своей работе, я приветствую незапланированные визиты родителей и участие их в деятельности группы и детского сада. Члены семьи, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей и тогда, вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в жизни группы.
Таким образом, новые формы и подходы к театрализованной деятельности в нашей группе:
• дают возможность раскрыть творческий потенциал ребенка и его инициативности;
• помогают объединить творческую инициативу родителей на воспитание творческой личности ребенка;
• способствуют получению опыта педагогами в создании условий для социализации ребенка и укрепление детско-родительских отношений;
• создают условия для возникновения традиций в детском саду.
Родителям воспитанников в развитии интерактивной театрализованной деятельности отводится немаловажная роль: они привлекаются к изготовлениюатрибутов, декораций, пошиву костюмов, отработке ролевых текстов с детьми. Им представляется возможность увидеть, как дети стали строить отношения между собой; как ребята умеют соблюдать установленные правила игры; умеют ли выражать свои эмоции так, чтобы это не мешало другим окружающим; получается ли услышать, понять и правильно выполнить предложенное задание. Подводя итог, можно сказать, что участвуя в театральных постановках, жизнь детей становится интересной и содержательной, наполняется яркими впечатлениями. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.