Курбонова Елена Федоровна
Философские сказки Г. Цыферова, С. Козлова, Н. Абрамцевой
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем детстве и программе литературного чтения в начальной школе большое внимание уделяется изучению сказок как народных, так и авторских (русских и зарубежных писателей). Стоит отметить, что сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского возраста.
Секрет любви к сказкам в том, взрослый язык, логика не всегда понятны ребёнку, и поэтому свои маленькие проблемы и вопросы ему легче найти в сказочных ситуациях, предоставляя возможность проиграть и «прожить» их как можно больше, чтобы ребёнок был адаптирован к условиям окружающего мира. Яркими примерами ненавязчивых подсказок, моделирующих правильное поведение, являются такие сказки, как «Колобок», «Серенький козлик», «Теремок», «Волк и семеро козлят».
Публикация «Философские сказки Г, Цыферова, С, Козлова, Н, Абрамцевой» размещена в разделах
Общепринято деление сказки на сказки о животных, волшебные и бытовые, хотя такое деление условно: существуют еще анекдотические, легендарные, басенные.
А вот в философских сказках поднимаются вечные темы: Человек, Добро, Свобода, Мораль. Эти сказки учат видеть перед собой не традиционную цель, которую надо достичь, а естественное и обязательное условие жизни. Эти сказки для тех, кто хочет и может научиться любить себя, любить людей. Эти сказки учат не только литературоведческим понятиям, а поднимают на новый уровень развития философского чувствования мира.
Традиционно выделяют следующие особенности или признак признаки философской сказки :
• Содержит аллегорию или образ, являющийся источником размышлений, поучений и глубоких эмоций.
• Небольшой объём иногда в несколько предложений, напоминающие притчу.
• Героями сказки могут стать совершенно неожиданные животные или предметы, например хамелеон, насекомые, фантастические существа, звуки, эмоции и так далее.
• Сказочный конфликт чаще находится внутри, а не снаружи.
• Сюжет философской сказки развивается в процессе изменение состояний, чувств и мыслей персонажа.
• Несмотря на внутренний акцент, всё уже действие ее развивается по определенной схеме, существует мотивировка, начало и конец.
• «Детство» героев номинально: несмотря на то, что в сказках упоминается о взрослении героев, в тексте данные процессы не реализованы, практически отсутствуют указания на наличие родителей или взрослых.
Стоит подробнее рассмотреть авторские философские сказки, которые подходят для образования детей и будут полезны даже взрослым.
Философские сказки Г. Цыферова
Сказки у Цыферова самые «малышовые», непосредственные, трогательные, наивные, написанные очень по-детски. Они добрые, солнечные, неспешно-философские, пробуждающие фантазию.
Цыферов считается в нашей стране создателем жанра короткой лирической сказки. При этом его сказки настолько своеобычны, образны, поэтичны, что их невозможно спутать ни с чьими другими. Приведем пример такой типичной цыферовской сказки.
«Не хотел ослик работать. Заупрямился: «Не буду». Снял хомут. Снял дугу. Привязал к дуге веревочку. Нарвал в огороде луковых стрел и стал стрелять в солнышко. «Попаду? Не попаду? Попаду - на солнце лук вырастет зеленый.» (Цыферов Г. М., 1961).
К сожалению, некоторые критики обвиняли Цыферова в том, что его сказки ничему полезному ребенка не учат, более того - проповедуют весьма сомнительные истины. В этой, например, сказке ослик не желает работать, а стремится развлекаться, занимаясь совершенно бессмысленным делом - стрельбой из лука по солнцу. Да и Паровозик из Ромашково вместо того, чтобы строго соблюдать расписание, как положено поездам, отправляется на природу, вопреки желаниям пассажиров: «. Вздохнул паровозик и в лес направился. А пассажиры взглянули в окно и стали кричать:
- Безобразие, мы же опоздаем!
- Конечно, - сказал паровозик. - И все-таки на станцию можно приехать и позже. Но если мы сейчас не услышим первого соловья, мы опоздаем на всю весну»
Но на самом деле, Цыферову уж точно не было свойственно морализаторство, он не читал нотаций по поводу обязательного выполнения социально желательных норм. Герои его сказок живут и действуют исходя из своих собственных правил, самыми важными из которых являются доброта и забота о других.
Способность задуматься о скрытых смыслах внешне простых сказок очень важна для дошкольников. Формирующееся при этом метафорическое мышление становится основой, базисом для развития абстрактно-логического мышления и познавательной деятельности в целом. Философские сказки Цыферова - подходящий инструмент для такой работы, поскольку автор говорит языком ребенка, отлично понимает, каким тот видит мир, и сам смотрит вокруг через призму детского восприятия.
Очень близкой к притчевости является такая черта сказок Цыферова, как поэтичность. Некоторые исследователи творчества этого писателя называют ряд его сказок лирическими стихотворениями в прозе. Действительно, как не восхититься лиричностью этих, например, строк?
«Однажды лягушонок сидел у реки и смотрел, как в голубой воде плавает желтое солнышко. А потом пришел ветер и сказал : «Ду». Тогда лягушонок взял прутик и погнал ветер, погнал через лес, через поле, через большую желтую канаву. Кто-то думал: он отгоняет пчел. Кто-то думал: он пугает птиц. Но он никого и ничего не пугал. Он был маленький. Он был чудак. Просто скакал в горах и пас ветер»
Философские сказки С. Г. Козлова
Сказки миниатюры С. Г. Козлова отличаются особой поэтичностью, создают неповторимое настроение и учат видеть прекрасное даже в самом обыкновенном, они помогут ребенку сформировать собственное впечатление о добре и зле. Сказки С. Г. Козлова учат детей доброте, взаимопомощи, учат дружить и познавать мир, рассуждать и наблюдать, созерцать красоту в окружающем.
Творчество С. Козлова, изучаемое детьми, представлено отрывком из сказки «Ёжик в тумане» и сказкой «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, Заяц!», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды».
Для детей главнойстановится тема дружбы. В зимнем лесу живут зверьки, зверики, как называет их автор: Ёжик, Медвежонок и Белочка, все они лучшие друзья, они дружат искренне, верно. Для друга им ничего не жалко, и если они не встретятся не попьют чай вместе, что чуда не случится, все будет не поправде. Любое событие они должны прожить вместе: неприятности, невзгоды, сомнения, но и конечно же радостные события. Поэтому вера в чудо является идеей спектакля, потому что если стремится к своей цели и искренне верить, то желаемое неприменно осуществиться, то так оно и будет.
Философские сказки Н. Абрамцевой
Сказки Н. Абрамцевой - это взгляд на жизнь человека, который за обыденным видит глубину. Её герои - те, кто постоянно нас окружают. В сказках оживают ваза, дом, пень, окно, и даже Закон Природы. В них нет волшебников и Баб Ёг. Но в них есть чудо. Её цветы в вазе могут вздрогнуть от холодной воды, а разговаривают в её сказках все, даже старые тапочки. Малюсенького мотылька на картине никто никогда не замечал, но вот он улетел ненадолго - и картина стала пустой.
Н. Абрамцева была способна в любой вещи увидеть большее, чем просто вещь. Здесь предметы, цветы, животные - образы человеческих отношений. Эти сказки не просто чисты и нравственны, хотя и это сейчас - выдающееся качество в литературе, в том числе в детской. Они полны образами, рождёнными чистым, любящим и страдающим сердцем.
Один из любимых сюжетов Абрамцевой - встреча героев, которая что-то изменяет в каждом из них. Так в сказке «Лужица» сталкиваются воробей, задумавшийся над загадкой природы, и «тощий, облезлый, бродячий кот». Увлеченный воробей и не думает спасаться, ставя кота этим в тупик: - «Съем ведь, - как-то нерешительно сказал он» и заинтересовался в свою очередь, что это рассматривает воробей? Воробей объясняет и улетает, а кот, забыв о голоде, остается у лужи, думая: «Упала снежинка на асфальт - лежит, сверкает. Упала в лужу - исчезла. Почему же так?»
Внешне - непритязательная, шутливая сказка о животных, на деле же - лирико-философское повествование о том, что поэзия и тайна могут объединять даже злейших врагов, о способности одного существа передать другому эстафету красоты и добра, творческого отношения к жизни. Пафос открытия красоты мира, важности быть кому-то нужным, тайны взаимопонимания - ведущий в творчестве сказочницы.
Однако, далеко не все сказки Абрамцевой - веселые, многие из них - грустные, отмеченные эмоциональной неоднозначностью, придающей им особое очарование.
Ведущим мотивом в творчестве сказочницы является мотив бережного, человеческого отношения к окружающему миру. Ее сказки просты по содержанию и композиции, но всегда сложным, неоднозначным сюжетом: они об умении жить друг с другом, о благородстве, о терпимости и милосердии.
Вывод:
Философская сказка помогает ребенку заглянуть в свой собственный внутренний мир. Ребенок, осознавая себя и исследуя окружающий мир, начинает рассуждать об устройстве жизни и задаваться философскими вопросами об устройстве бытия и своем месте в нем. Наблюдая за судьбами героев сказок, воспринимая язык сказочных образов, ребнок складывает собственную картину Мира, на основании которой и воспринимает различные ситуации и действует определенным образом. Не всегда самостоятельно находя ответы на интересующие его вопросы, ребенок может адаптировать свою проблему и найти ее решение по средствам философской сказки. Важно научить ребенка мыслить самостоятельно, учиться вслушиваться в Слово, его музыку, его тайные смыслы