Елена Бокова
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края
Тема моего доклада «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» взята во 2ой младшей группе не случайно. Ведь нет средства более доступного для формирования патриотических чувств у малышей, чем прикосновение к живой природе. Потому, как всем нам хорошо известно, что одно из проявлений патриотизма – это любовь к природе. Это сложное чувство включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять, и приумножать природные богатства.
Публикация «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Передо мной, как перед педагогом работающим во 2ой младшей группе была поставлена задача :
- привить детям любовь к природе и ближайшему окружению.
А так же:
1) Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту природы, формировать эстетические чувства;
2) Воспитывать интерес к родной природе;
3) Формировать бережное отношение к природе, побуждать к посильному труду в природе и стремление к её созиданию.
В прошлом году мы набрали малышей в возрасте 2-3 года и с момента окончания периода адаптации к детскому саду мы начали планомерную работу по воспитанию у наших малышей любви к природе и ближайшему окружению. В период адаптации работа так же велась. Мы наблюдали из окна за красотами растительного и животного мира нашего участка (за птицами на кустах, за мимо пробегающими кошками и собаками и т. д.) при этом каждый раз отмечалась красота и неповторимость каждого живого существа, растения или природного явления и весь этот рассказ обязательно сопровождался включением стихов, потешек, побасенок, поговорок, которые очень оживляли рассказ, активизировали внимание детей и обогащали активный словарный запас.
Много было рассмотрено иллюстраций к потешкам. Один из художников Ю. Васнецов очень любим нашими детьми, т. к. герои его рисунков очень «мягки» ,просты в изображении, натуралистичны и понятны детям 2-3-х лет. (см. Приложение)
Приступая к выполнению рабочей программы для 2-ой младшей группы и дополнительной программы «Приобщение к истокам русской народной культуры» в нашей группе,благодаря родителям группы, появились предметы старины, печка, люлька, лавка. Был создан уголок деревенской избы для знакомства со старинным бытом и более глубокого проникновения в фольклор. Детям очень понравилось такое общение с историей. В игре мы познакомились с вышеперечисленными предметами избы, с деревенским двориком, с домашними животными и конечно же с носителем и хранителем «истории» -бабушкой, которая есть у каждого малыша и, которая безгранично ими любима. В процессе приобщения к истокам в нашей группе появился фольклорный элемент домовёнок Кузя, который поселился у нас и часто приносит детям сказки, различные задания, играет с детками и конечно же смотрит за порядком. Все детки с интересом восприняли такого героя и всегда ждут, что же новенького приготовил им Кузька на сегодня.
Каждый сезон мы тесно соприкасаемся с природой Матушкой. Либо мы наблюдаем за ней (смена времён года, природные явления т др., любо мы помогаем ей (убираем листики, сажаем и поливаем цветы на клумбах и т. п., любо охраняем, защищаем её(не обижаем животных, подкармливаем их, не рвём цветы и растения, учим своих товарищей и родных, как нужно жить с природой в ладу) и конечно же любуемся и «влюбляемся» в красоту и неповторимость природы родного края.
Дети очень эмоционально и открыто воспринимают всю информацию и крепко запоминают, как нужно вести себя с растениями, живыми существами (и человеком в том числе) на основе ярких положительных эмоций.
Наши малыши только год ходят в детский сад, но уже проделана не малая работа по воспитанию и формированию первой «ступеньки» патриотизма- любви к природе.
По своим детям я вижу, что вся проведённая работа даёт нужные всходы в душах и умах наших детей.
И в заключении хочется сказать:
«Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить
Должна быть чистою земля и небо чистым быть.
Земля наш дом и летом и зимой
Земля наш дом задумайся о том…»
Ведь Родину, как и родителей не выбирают. Она даётся нам при рождении и впитывается с детством. Воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю нельзя без любви и бережному отношению к природе, животным, птицам, рыбам, насекомым и конечно же Человеку.