адина жубаева
Как помочь ребенку преодолеть барьеры в социальной области деятельности: общение и взаимодействие
▼ Скачать + Заказать документы
Жубаева А. С
Воспитатель мини – центра
КГУ «Алчановская основная средняя школа
отдела образования Денисовского района»
Управления образования акимата
Костанайской области
Доклад
Как помочь ребенку преодолеть барьеры
в социальной области деятельности :
общение и взаимодействие.
Темочки:
Я бы хотела начать свой доклад с притчи «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что это ложь. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В руках педагогов дошкольных образовательных учреждений возможность создать в мини- центре такую атмосферу, в которой дошколята будут чувствовать себя «как дома». Для этого очень важно общение с детьми, которое является сутью нашей профессии. Но нередко на этапе взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста возникают некие «психологические барьеры», которые мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии воспитателя и воспитанников. В педагогическом общении очень важным моментом является преодоление барьеров. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с воспитанниками, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса. В общении всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребёнка. Проявление интереса выражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задаёт вопросы, сопереживает ему, подтверждая своё внимание репликами.
Для преодоления психологических барьеров в общении я использую такие психологические приё мы:
1. Приём «имя собственное».
2. Приём «зеркало отношений».
3. Приём «золотые слова»
4. Приём «терпеливый слушатель»
5. Приём «личная жизнь».
В процессе общения устанавливаю личностный контакт. Помня, что все люди делятся на 3 категории по ведущему каналу восприятия (кинестетик, визуал, аудиал). Одному ребёнку будет приятно моё тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе). К другому нужно обратиться с какими-нибудь словами, сказать что-либо в его адрес, а третьему, возможно, будет достаточно того, что я смотрю на него и устанавливаю визуальный контакт. Демонстрирую расположенность к ребенку. Она проявляется в том, как я улыбаюсь (открыто, непринуждённо или с ехидцей, с какой интонацией говорю (по-дружески, авторитарно и т. д., как экспрессивно окрашиваются мои движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т. д.). Неэмоциональные лица непонятны ребенку, безразличные или злые глаза при деланной улыбке на лице взрослого воспринимаются ребенком как маска. «Язык» эмоций считается самым первым способом коммуникации в окружающем мире. Взгляд имеет колоссальную силу и в зависимости от того, как им пользоваться, можно направить эту силу на создание или разрушение. Понимая это, обращаюсь с взглядом очень осторожно. Дети не должны встречаться с такими взглядами, как горделивый, подозрительный, пронизывающий, отсутствие взгляда, блуждающий, рассеянный, тяжелый. Дети очень чувствительны к взгляду. С помощью глаз передаются самые точные сведения о состоянии, поскольку сужение и расширение зрачков не поддаются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состояние заставляет зрачки сужаться. Лицо воспитателя становится неприветливым, дети чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается. Ребенок должен «купаться» в спектре ярких, светлых, солнечных взглядов: нежный, добрый, участливый, утешающий, сопереживающий, веселый, прощающий, довольный, взгляд с хитринкой или с искорками, благодарный, теплый, взгляд разделённой радости, любящий, признательный, сияющий, заботливый, приятно удивленный. Немаловажное значение в невербальном общении с ребенком имеют жесты, поза взрослого. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице воспитателя теряется до 10—15% информации. Жесты открыто-сти: «открытые руки» (протянутые вперед ладонями вверх) и жесты расположе-ния: руки, прикладываемые к груди (открытость, приближение) скажут ребенку о расположении взрослого к общению с малышом. «Открытые» позы ( стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) восприни-маются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Всё это детьми воспринимается бессознательно. Необходимо понимать и помнить, что скрещенные руки и (или) ноги говорят о том, что человек закрыт для общения. И даже если взрослый во время разговора смотрит на ребенка, но носки его обуви не повернуты к малышу, это значит что, взрослый не заинтересован им и он выпадает из общения. Установлено, что «закрытые» позы воспитателя воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Ребенок, "считывая" данную информацию с поведения взрослого, на подсознательном уровне ощущает свой низкий социальный статус. Чтобы это не происходило, необходимо уметь владеть своим телом и жестами. Разговариваю с ребенком только на уровне его глаз. Устанавливая контакт с ребенком, учитываю какое расстояние (оно не должно быть ни близким, ни далеким) так и барьеры (например, предметы мебели, которые не способствуют в установлении теплых доверительных взаимоотношений. Не забываю, что физическое прикосновение при контакте с ребенком также необходимо, как и духовное общение.
Психологи считают, что для того, чтобы ребенок просто существовал, ему требуется четыре (4) объятия в день, двенадцать (12) – для нормального развития и семнадцать (17) для того, чтобы он был счастлив. А ведь есть дети, которым не хватает объятий даже просто для существования. Это – мы взрослые, не придаем должного значения этим физическим прикосновениям. Помимо этого, любому человеку, как и ребенку приятны поглаживания, легкие похлопывания, массаж. Не надо забывать, что все мы животные в хорошем смысле слова, и как любому другому представителю животного мира нам приятен физический контакт. Для успешного эмоционального благополучия ребенка, нужно помнить одно – ребенок существо невербальное. Вся информация воспринимается ребенком через отношения, а не через слова. Словами у ребенка загружается левое полушарие, которое отвечает за логику и речь. А ребенок – правополушарное существо, его мышление образное. Поэтому добрая улыбка, подбадривающий теплый взгляд, ласковое прикосновение и приятное поглаживание рукой с моей стороны скажут ребенку о том, что он любим и дорог лучше всяких слов. Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в самом себе. Поэтому малообщительных, неуверенных в себе детей ставлю в позицию успеха, хвалю за самые незначительные достижения. При организации образовательной деятельности малообщительным, стеснительным детям поручаю роли при драматизации, учу с ними стихи для выступления на праздниках. Так они могут проявить себя, побороть барьер стеснительности, неуверенности, почувствовать внимание к себе со стороны других детей.
Ещё одна неотъемлемая часть взаимоотношений педагога и ребёнка, это культурно- досуговые праздничные традиции. Они играют важную роль в создании благоприятной психологической среды для дошкольников. Виды культурно - досуговой деятельности, в мини-центре, многообразны, их можно классифицировать следующим образом; праздники, развлечения, творчество (коллективные творческие дела).
Я считаю, что главное в работе педагога, на современном этапе- это правильное общение воспитателя с ребёнком, от этого зависит благоприятный психологический климат в группе, а значит и комфортное пребывание в мини- центре.
Только преодолевая психологические барьеры можно создать благоприятную обстановку для общения и взаимодействия детей и воспитателя.