Галина Пирогова
Доклад из опыта работы «Возможности метода проектов в формировании представлений о семье у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Большинство людей на вопрос «Что такое семья?» отвечают «ячейка общества». Она таковая и есть, от крепости и качества семьи зависит все общество. Больна семья - больно общество, здорова семья - здорово общество. От того, какими вырастут дети, зависит общество.
Социальные исследования показали, что в настоящее время в современной семье забыты нравственные традиции, занижен авторитет отцов, так как воспитанием детей в основном занимаются мамы. Родители мало времени уделяют детям, порой безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам. Решение этой задачи должно осуществляться не только на занятиях в ДОУ, но и в повседневном общении родителей с детьми. А наша задача, как педагогов научиться взаимодействию с родителями, используя различные формы работы с ними.
Публикация «Доклад из опыта работы „Возможности метода проектов в формировании представлений о семье у дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семья. Проекты
- Темочки
Чтобы повысить психолого-педагогическую культуру взаимодействия сотрудников детского сада и родителей наш педагогический коллектив коллегиально обсудил и принял основные принципы взаимодействия сотрудников детского сада с родителями:
•Помнить о том, что ребенок — уникальная личность. В силу этого недопустимо его сравнивать с другими детьми. Такого, как он, нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее.
В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку, прийти на помощь.
•Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы
•Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы
•Изменить свое отношение к принципам воспитания и развития детей и рассматривать их не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических способностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении
•Проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, самоделка из бумаги, лепка, рисунок и т. п.)
.Восхищаться вместе с родителями его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей
уважения к воспитателям их детей
•Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей
•Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
•Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям.
Следуя этим принципам, нам педагогам не приходится воспитывать родителей с помощью авторитарных методов. Педагоги заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействуют с ними через различные формы работы с родителями. Моя практика показала, что более результативным оказался метод проектов, который я широко использую в своей работе.
Существует несколько типов проектов : исследовательский, информационный, творческий, практике - ориентированный, ролевой.
По количеству участников проект может быть индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
По продолжительности они бывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
В своей работе я использовала исследовательский краткосрочный проект «Моя семья».
Необходимость работы над этим проектом возникла после анкетирования
родителей и диагностирования детей в средней группе.
Результаты диагностики показали, что у родителей нет представлений о том, что должны знать дети о семье в определенный возрастной период. Родители не задумывались об изучении корней своих родителей, родителей, не интересовались традициями своих семей, свои обязанности по воспитанию у детей этнических представлений о семье, перекладывали на плечи образовательных учреждений,детский сад, школа). У детей в средней группе было недостаточно знаний о семье, что семья это не только папа, мама, брат, сестра, но и дедушка, бабушка, тетя, дядя. Не все дети знали отчества родителей, не знали отчество дедушек и бабушек, не говоря уже об их фамилиях.
Научить детей и родителей возможно только в процессе сотрудничества: РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ - ПЕДАГОГ. Поэтому мы пришли к выводу, что самый эффективный метод работы, в этом случае метод проектов. Потому что с его помощью формируются способности и умения самостоятельно искать необходимую информацию. Анализ и преобразование информации способствует самоорганизации, целенаправленности, это формирует информационную компетентность и культуру. Важнейшим условием осуществления совместной деятельности является активное участие ребенка и его интерес.
Работая в тесном контакте с родителями, мы определили задачи проекта и направления :
расширять представления о семье (у нее есть своя история, традиции)
Формировать представления о родственных отношениях.
Формировать элемент представления о родословной.
Реализация проекта проходила в три этапа (подготовительный, основной, заключительный).
Были проведены беседы «Моя семья», «В гостях у дедушки и бабушки» В беседе использовались репродукции известных художников. Рисовали портрет «Моя любимая мама». Дети совместно с родителями подготовили фотоальбомы «Моя семья», приготовили подарки ко дню 8 марта. Это способствовало тому, что дети старались доставить близким радость. Такие произведения как Ш. Перро «Красная шапочка», Виктора Драгунского «Мой дедушка», Николая Носова «И я помогаю», Э Машковская «Про бабушку», прививают заботливое отношение к старшему поколению, воспитывают любовь и уважение к членам семьи. У детей уточняются и обобщаются знания о семье, о водителях. Результатом проекта «Моя семья» стали совместные работы родителей и детей : организация выставки рисунком моя семья, семейные фотоальбомы, создание генеалогического древа. На заключительном этапе были составлены родословные каждой семьи и проведена творческая акция «Семейное гнездышко». В процессе, которой закрепились понятия «СЕМЬЯ», была организована творческая деятельность по созданию птичьего гнездышка, как символ семьи.
Второй проект был краткосрочный творческий «Азбука солнечного настроения».
Задачи проекта :
Формировать умение заниматься проектной деятельностью, учить
планировать свои действия;
Познакомить детей и родителей со способами создания хорошего настроения;
Способствовать формированию социальной компетентности в совместной проектной деятельности родителей и детей.
При оформлении страничек родители с детьми проявили творчество фантазию, мастерство, используя фотографии, рисунки, аппликации и многое другое. Единственным требованием со стороны педагогов было оформлять и заполнять страничку вместе с детьми. Оформленные семейные странички ребята приносили в группу и представляли их. С какой гордостью они рассказывали о том как вместе с папой, мамой обсуждали содержание страничек, подбирали фотографии, красивые картинки. А потом все вместе вырезали, наклеивали их, придумывали и делали надписи на оформленном листе. С любовью оформленные странички были помещены в общий альбом, который дети рассматривали, показывали гостям труппы. На материалах этого альбома в группе проводились самые разнообразные мероприятия: занятия, беседы, встречи с интересными людьми. Итогом данного проекта была презентация «Азбуки солнечного настроения», концерт и выставка "Пряничная улыбка". В подготовке презентации приняли активное участие родители и дети.
По итогам проведенной работы по проектам у детей пополнились знания о своей родословной, дети стали задумываться о своих родных и близких.
1. Подобная работа способствует налаживанию более теплых и тесных взаимоотношений в семье.
2. У детей появляется интерес к истории своей семьи, к близким и дальним родственникам.
3. У детей правильно формируется важность социального понятия «семья».
В результате проведенной работы методом проекта пополнились знания детей, мы убедились, что способности и умение самостоятельно искать, анализировать,отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать необходимую информацию происходит в общении и деятельности ребенка и взрослого.
Научились фиксировать полученную информацию (рисунки, символы, научились сопоставлять, анализировать, обобщать, классифицировать, систематизировать. Исходя из опыта работы, метод проекта оказался наиболее эффективным средством в формировании информационной компетентности дошкольника.