Папки-передвижки

Доклад из опыта работы «Воспитание культуры толерантности у детей дошкольного возраста»

Елена Алексеева
Доклад из опыта работы «Воспитание культуры толерантности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад

из опыта работы

Воспитание культуры толерантности у детей дошкольного возраста

Цель и задачи проведения работы по воспитанию культуры толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Доклад из опыта работы „Воспитание культуры толерантности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель нашей работы - сформировать у детей предпосылки навыков толерантных отношений.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Расширить у детей представления о различных способах общения с окружающими.

2. Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации

3. Способствовать самопознанию ребенка, помогать осознавать свои характерные особенности и предпочтения.

Практическое содержание

Основным методом в деятельности по формированию толерантности у дошкольников, мы выбрали применение игр и упражнений на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, на занятиях по курсу риторика, во время проведения «игровых пятиминуток» во второй половине дня.

Подбирая игры и упражнения, руководствовались такими принципами:

1. Содержание и формы предлагаемого материала должны стимулировать активность детей, побуждать их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

2. Материал должен быть построен так, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях.

3. В работе делать акцент на развитие личности, а не просто натаскивание детей на определенных техниках.

Работа, направленная на развитие навыков межличностных отношений и умений взаимодействовать разделена на два года. Занятия строятся с использованием развивающих игр (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры); упражнений творческого характера, на мышечную релаксацию. Часто используются художественные произведения, сочинение историй, беседы, рисование, мини-конкурсы, игры – соревнования.

В течение двух лет планируется изучение следующих разделов:

1. «Я и Я»

2. «Я и другие»

3. «Я и мои эмоции»

4. «Культура общения (этикет)»

5. «Я и моя семья»

Создание предметно - развивающей среды не требует дополнительных затрат, так как в группе имеется многофункциональная стена «Давайте познакомимся». Оборудование для игр – пиктограммы, стимульный материал – просты в изготовлении, не требуют особых затрат.

Свою работу мы начинаем с первого раздела, согласно перспективному плану, который называется «Я и Я». В этом разделе подобраны конспекты занятий по темам: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой»; продуманы игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол, свои мышечные и эмоциональные ощущения.

Раздел «Я и другие». Считаем важным в своей работе создание благоприятной атмосферы в группе для того, чтобы дети посещали детский сад с желанием. Для этого необходимо сформировать у дошкольников позитивное отношение к сверстникам, научить их понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, развивать способности к эмпатии (сопереживанию). Во время подготовки к работе по второму разделу - были разработаны сценарии занятий на темы: «Язык жестов и движений», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки», подобраны игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей.

Подобные занятия помогают детям различать основные черты характера и поведения сверстников, развивают навыки общения мальчиков с девочками.

В работе над эмоциональной сферой, продолжаем знакомить детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, так как они наиболее доступны детям этого возраста. Занятия «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Горе», «Интерес» проводятся с использованием пиктограмм (подсказки с изображением основных эмоций)

В процессе работы по данному разделу, нами используется много художественных произведений.

Для обеспечения адекватного ролевого развития детей была проведена беседа «Злая змея» после прочтения былины «Добрыня и змей» в обработке Н. Колпаковой

Итак, при всей, кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека.

Занятия раздела «Культура общения. Этикет» нами были поделены на несколько тем: «Секрет «волшебных» слов»; «Давай поговорим»; «Телефон»; «За столом».

Уместному, в зависимости от ситуации и адресата, употреблению вежливых слов приветствия учит творческая игра «Страна вежливости». Во время проведения детям были прочитаны стихотворения «Доброе утро» В. Кривошеева, «Добрый день» А. Кондратьева, «Что значит быть вежливым?» С. Маршака, «Вежливое слово» З. Мошковской.

В сценках дети-герои исполняют роли, импровизируя действия, а дети-зрители внимательно наблюдают за исполнителями и при необходимости поправляют «актеров»

Для ознакомления детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора проводится дидактическая игра «Телефонный разговор», которая объясняет значение телефонной связи как предмета первой необходимости в критических ситуациях, случающихся дома.

Для ознакомления с основными правилами этикета, обучению культурному поведению за столом проводится игра – драматизация «Угощение». Дети с удовольствием пили чай, красиво держа чашку, благодарили за угощение, прощались. Эта игра учит быть гостеприимными хозяевами, вежливо общаться друг с другом.

Во время предложенной беседы «За столом», дети сервировали стол к чаепитию, выполняя правила сервировки стола, а затем все вместе обсуждали правила поведения за столом во время еды

В результате полученных на занятиях знаний, дети могут правильно использовать вежливые слова в процессе общения, общаться по телефону, самостоятельно и опрятно есть, соблюдать правила гостевого этикета.

Задания по разделу «Я и моя семья» направлены на воспитание чувства глубокой любви и привязанности к самым близким людям, обучение выражению внимания и сочувствия к маминой заботе обо всех членах семьи и ее труду.

На занятии «Чем можно порадовать маму», мы предложили вниманию детей рассказ В. Артюховой «Трудный вечер». С целью формирования в детях семейной сплоченности, для того, чтобы помочь им осознать себя как полноправного и любимого члена семьи мы подготовили занятие «С кем я живу». Заранее, с помощью родителей, были подобраны фотографии из семейных альбомов, рабочие листы «Моя семья» и «Мое генеалогическое дерево».

С детьми подготовительной к школе группы рисуем генеалогическое дерево. На занятии были даны объяснения: «Рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предками, называется генеалогическое древо. Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки. Заполнять ячейки нужно по строгим правилам. На вершине дерева, в кроне найдите ячейку (прямоугольник) и впишите свое имя, обведите его красным карандашом, затем, справа и слева впишите имена своих братьев и сестер. Ниже запишите имена своих родителей. Ячейки для их имен расположены на стволе дерева. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали, учили уму-разуму. Родителей ваших родителей вы называете бабушками и дедушками. Впишите имена маминых родителей в ячейки, которые находятся в корнях дерева под именем мамы; потом впишите имена родителей папы, в ячейки, которые находятся под именем папы. Когда вы вырастите, у вас появятся свои дети, на этом дереве жизни появятся новые веточки с именами».

На таких занятиях дети учатся ценить хорошее отношение близких, отвечать им вниманием, заботой, выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты, узнают историю семьи.

Заключение.

Занятия и игры, представленные в докладе помогают воспитанникам понять собственное эмоциональное состояние, выразить свои чувства и распознать чувства других с помощью жестов, мимики, интонации. Целенаправленная работа оказывает благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии и толерантности.

Результаты обследования показали, что общество воспитанникам стало необходимо не только для совместного развлечения, но и по другим, исключительно важным причинам: играя с друзьями – они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, и, главное, получают более верное представление о жизни.

Дети научились общаться, несмотря на разницу индивидуальных особенностей, научились поддерживать контакты, находить компромиссные решения. Деятельность дошкольников обогащена интересным содержанием в процессе, которого, решаются задачи, способствующие формированию представлений ребенка о себе как уникальной личности, развитию представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по формированию культуры толерантности у дошкольников позволила качественно изменить уровень межличностных взаимодействий и развитие эмоциональной сферы детей

Публикации по теме:

Конференция по толерантности в Аппо (Санкт-Петербург) Сегодня состоялась конференция по толерантности. Принимала участие в работе секции "Петербургский дощкольный мир: воспитание толерантности".Выступали.

Презентация к родительскому собранию на тему «Вырастим толерантного дошкольника» Материал для родителей. В презентации представлен материал по основным вопросам воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. Материал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад из опыта работы «Воспитание культуры толерантности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 06:19
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад из опыта работы «Воспитание культуры толерантности у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Алексеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД