Получи документы

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников

Лариса Стрельцова
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе особый смысл приобретает вопрос о формировании нормативно-ценностной основы гражданско-патриотического поведения личности. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 21 июля 2020 года № 474) выделяет гражданско-патриотическое воспитание в числе приоритетных национальных целей развития России.

Темочки:

В настоящее время необходимо вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста нужно формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Понятие «Патриотизм» – это чувство любви к Родине.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, физического воспитания.

Эффективной формой решения задач гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в дошкольном учреждении являются занятия физической культурой и спортом.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности ребенка через двигательную сферу, решаются следующие задачи:

-способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;

-создание условий для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера;

-развитие у детей терпения и выносливости.

Формирование гражданско - патриотических чувств у детей в физкультурно – оздоровительной работе, осуществляется с использованием различных форм и методов работы: на сюжетных занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, флэш-мобов, спортивных праздников и досугов, которые способствуют профилактике заболеваний, укреплению здоровья, поддерживанию высокой работоспособности. Регулярные занятия физкультурой позволяют не только овладевать двигательными навыками, развивать физические качества, но и закаливать характер, подготавливать себя к защите Родины.

Проведение сюжетных занятий, таких как «Спасатели», «Пожарные», «Мы - военные» способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести своих товарищей, вызывает чувство уважения к людям данных профессий, желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь тому, кто в этом нуждается.

При помощи спортивных эстафет патриотического характера «Разведчики», «Доставь секретный пакет», «Разминируй поле», «Пройди через болото», «Попади в цель», «Проведи корабль между рифами», «Снайперы» воспитывается положительное отношение к славным защитникам нашей Родины. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты настоящего воина создают благоприятные условия для формирования у детей мотива: «хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким», выполнение упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера развивают у детей такие качества как терпение и выносливость.

При знакомстве детей с различными видами спорта, с историей Олимпиады, они узнают о выдающихся российских и знаменитых спортсменах Белгородчины, которые защищают честь нашей Родины на олимпийских играх и соревнованиях. Дети понимают, что для них спорт – это не только увлечение и интересное занятие, но и профессия.

Неотъемлемой частью гражданско - патриотического воспитания являются народные подвижные игры: «Поясок», «Колечко, колечко…», «Платочек», «Горелки», «Жмурки» и др.

Применяются в работе и игры Белгородчины «Пойдем, кума на улицу», «Как во славном городе», «Дедушка Семён» и др. с целью привития любви к родному краю, своей малой Родине.

Также воспитанники знакомятся с играми народов других национальностей «Слепой медведь» дагестанская игра, «Юрта» башкирская игра, которые передаются из поколения в поколение, с их бытом, историей, обычаями, традициями.

Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения такие как:

- «Будем в Армии служить!»;

- «Аты-баты шли солдаты!»;

- «Служу Отечеству!»;

- «День космонавтики».

Целью проведения данных мероприятий является воспитание дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения, развитие навыков пространственной ориентировки, глазомера, ловкости, быстроты реакции, также они способствуют воспитанию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.

На каждый из этих праздников приглашаются гости военной профессии. Дети слушают рассказы о службе, о чести и долге, о гражданственности и патриотизме, в конце мероприятия они дарят подарки, сделанные своими руками, рисунки или поделки.

Данная работа позволяет не только закреплять знания, умения и навыки, но и совершенствовать нравственно-волевые качества личности ребёнка, дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитать чувство коллективизма.

Также в детском саду ежегодно проходят

- фольклорные и православные праздники – «Рождество», «Пасха», «Масленица»;

- государственные праздники – «День народного единства», «День России», «9 мая – День победы», «День Государственного флага»;

- международные праздники – «8 Марта», «День защиты детей», «День пожилого человека» и т. д.

Полученные на тематических спортивно – развлекательных мероприятиях знания, позволяют подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Немаловажное значение в гражданско – патриотическом воспитании дошкольников имеет взаимодействие с педагогами ДОУ. Были проведены консультации «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников на занятиях по физическому воспитанию», «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям», мастер – класс «Современные технологии в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников», семинар – практикум «Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников на праздниках и развлечениях».

Были организованы такие мероприятия как, оформление газеты Радужки «Моя Родина – моя Россия», выставка детского творчества «Край родной, навек любимый», конкурс рисунков «Наша Родина – наша гордость», конкурс дидактической игры по патриотическому воспитанию «Россия – Родина моя!».

Работа с детьми в этом направлении ведётся последовательно и систематически.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьей.

Во время спортивных праздников, досугов и флэш - мобов с участием родителей «На старт всей семьей», «Вместе с мамой», «Папа, мама, брат и я - спортивная семья» укрепляются дружеские взаимоотношения с родителями, повышается командный дух. Совместная деятельность детей и родителей создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

Семья – неисчерпаемый источник патриотического воспитания. Ведь чувство любви к Родине начинается с любви к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Большое значение в работе с родителями имеет организация фотовыставок и семейных альбомов «Спортивные выходные нашей семьи», «Наш активный отдых», «Здоровая семья – счастливая семья» и т. д.

Для родителей были подготовлены буклеты, памятки, листовки «Мое Отечество - Россия», «Спорт и я – не разлучные друзья», «Играем дома с малышом», консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье». Родителям совместно с детьми было предложено оформить стенгазету «Здоровым быть здорово», «Как мы дружим со спортом» и т. д.

Родителям необходима не только теоретическая информация, но и практические знания. Поэтому для них проводятся семинары-практикумы, мастер – классы «Патриотическое воспитание через народные подвижные игры», «Игры любимого края», «Люби и знай свой край», «Олимпийские чемпионы Белгородчины» и т. д., где они приобретают определенный педагогический опыт по патриотическому воспитанию детей.

Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о своей стране, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольного возраста.

Таким образом, целенаправленная работа по гражданско - патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечивает формирование патриотических чувств у дошкольников.

Публикации по теме:

Квест-игра «Российская армия» по гражданско-патриотическому воспитанию в подготовительной группеКвест-игра «Российская армия» по гражданско-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Конспект НОД: "Квест - игра по гражданско- патриотическому воспитанию" (подготовительная группа) Направление: гражданско - патриотическое.

Фотоотчет «Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «27 января — День снятия блокады Ленинграда»Фотоотчет «Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «27 января — День снятия блокады Ленинграда» Фотоотчет «Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию «27 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»Россия должна защитить.

Календарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗКалендарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗ Раздел I - Россия – Родина моя – 8 часов. 1. Тема: Россия – Родина моя. Цель: Воспитание любви к Родине, родному краю. Содержание: - Беседа.

Конспект итоговой НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в подготовительной группеКонспект итоговой НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в подготовительной группе Программное содержание: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, станице, детскому саду. 2. Развивать внимание, память, мышление,.

Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию «Достопримечательности города Ставрополя» Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Цель: гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗТематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗ Раздел I. Введение – 2 часа. 1Тема: Вводное занятие «Я - человек, патриот, гражданин» Цель:Актуализация имеющихся знаний. 2Тема:Диагностика.

Введение к воспитательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ II ступени (5–10 класс)Введение к воспитательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ II ступени (5–10 класс) Экономические преобразования в стране, расслоение общества, коснувшееся семьи, привели к тому, что в настоящее время меняются мироощущения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 15 декабря 2022 в 23:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Стрельцова (УИ 785578) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД