Лариса Стрельцова
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе особый смысл приобретает вопрос о формировании нормативно-ценностной основы гражданско-патриотического поведения личности. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 21 июля 2020 года № 474) выделяет гражданско-патриотическое воспитание в числе приоритетных национальных целей развития России.
Публикация «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время необходимо вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста нужно формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие «Патриотизм» – это чувство любви к Родине.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, физического воспитания.
Эффективной формой решения задач гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в дошкольном учреждении являются занятия физической культурой и спортом.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности ребенка через двигательную сферу, решаются следующие задачи:
-способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
-создание условий для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера;
-развитие у детей терпения и выносливости.
Формирование гражданско - патриотических чувств у детей в физкультурно – оздоровительной работе, осуществляется с использованием различных форм и методов работы: на сюжетных занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, флэш-мобов, спортивных праздников и досугов, которые способствуют профилактике заболеваний, укреплению здоровья, поддерживанию высокой работоспособности. Регулярные занятия физкультурой позволяют не только овладевать двигательными навыками, развивать физические качества, но и закаливать характер, подготавливать себя к защите Родины.
Проведение сюжетных занятий, таких как «Спасатели», «Пожарные», «Мы - военные» способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести своих товарищей, вызывает чувство уважения к людям данных профессий, желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь тому, кто в этом нуждается.
При помощи спортивных эстафет патриотического характера «Разведчики», «Доставь секретный пакет», «Разминируй поле», «Пройди через болото», «Попади в цель», «Проведи корабль между рифами», «Снайперы» воспитывается положительное отношение к славным защитникам нашей Родины. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты настоящего воина создают благоприятные условия для формирования у детей мотива: «хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким», выполнение упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера развивают у детей такие качества как терпение и выносливость.
При знакомстве детей с различными видами спорта, с историей Олимпиады, они узнают о выдающихся российских и знаменитых спортсменах Белгородчины, которые защищают честь нашей Родины на олимпийских играх и соревнованиях. Дети понимают, что для них спорт – это не только увлечение и интересное занятие, но и профессия.
Неотъемлемой частью гражданско - патриотического воспитания являются народные подвижные игры: «Поясок», «Колечко, колечко…», «Платочек», «Горелки», «Жмурки» и др.
Применяются в работе и игры Белгородчины «Пойдем, кума на улицу», «Как во славном городе», «Дедушка Семён» и др. с целью привития любви к родному краю, своей малой Родине.
Также воспитанники знакомятся с играми народов других национальностей «Слепой медведь» дагестанская игра, «Юрта» башкирская игра, которые передаются из поколения в поколение, с их бытом, историей, обычаями, традициями.
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения такие как:
- «Будем в Армии служить!»;
- «Аты-баты шли солдаты!»;
- «Служу Отечеству!»;
- «День космонавтики».
Целью проведения данных мероприятий является воспитание дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения, развитие навыков пространственной ориентировки, глазомера, ловкости, быстроты реакции, также они способствуют воспитанию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.
На каждый из этих праздников приглашаются гости военной профессии. Дети слушают рассказы о службе, о чести и долге, о гражданственности и патриотизме, в конце мероприятия они дарят подарки, сделанные своими руками, рисунки или поделки.
Данная работа позволяет не только закреплять знания, умения и навыки, но и совершенствовать нравственно-волевые качества личности ребёнка, дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитать чувство коллективизма.
Также в детском саду ежегодно проходят
- фольклорные и православные праздники – «Рождество», «Пасха», «Масленица»;
- государственные праздники – «День народного единства», «День России», «9 мая – День победы», «День Государственного флага»;
- международные праздники – «8 Марта», «День защиты детей», «День пожилого человека» и т. д.
Полученные на тематических спортивно – развлекательных мероприятиях знания, позволяют подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Немаловажное значение в гражданско – патриотическом воспитании дошкольников имеет взаимодействие с педагогами ДОУ. Были проведены консультации «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников на занятиях по физическому воспитанию», «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям», мастер – класс «Современные технологии в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников», семинар – практикум «Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников на праздниках и развлечениях».
Были организованы такие мероприятия как, оформление газеты Радужки «Моя Родина – моя Россия», выставка детского творчества «Край родной, навек любимый», конкурс рисунков «Наша Родина – наша гордость», конкурс дидактической игры по патриотическому воспитанию «Россия – Родина моя!».
Работа с детьми в этом направлении ведётся последовательно и систематически.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьей.
Во время спортивных праздников, досугов и флэш - мобов с участием родителей «На старт всей семьей», «Вместе с мамой», «Папа, мама, брат и я - спортивная семья» укрепляются дружеские взаимоотношения с родителями, повышается командный дух. Совместная деятельность детей и родителей создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
Семья – неисчерпаемый источник патриотического воспитания. Ведь чувство любви к Родине начинается с любви к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Большое значение в работе с родителями имеет организация фотовыставок и семейных альбомов «Спортивные выходные нашей семьи», «Наш активный отдых», «Здоровая семья – счастливая семья» и т. д.
Для родителей были подготовлены буклеты, памятки, листовки «Мое Отечество - Россия», «Спорт и я – не разлучные друзья», «Играем дома с малышом», консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье». Родителям совместно с детьми было предложено оформить стенгазету «Здоровым быть здорово», «Как мы дружим со спортом» и т. д.
Родителям необходима не только теоретическая информация, но и практические знания. Поэтому для них проводятся семинары-практикумы, мастер – классы «Патриотическое воспитание через народные подвижные игры», «Игры любимого края», «Люби и знай свой край», «Олимпийские чемпионы Белгородчины» и т. д., где они приобретают определенный педагогический опыт по патриотическому воспитанию детей.
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о своей стране, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольного возраста.
Таким образом, целенаправленная работа по гражданско - патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечивает формирование патриотических чувств у дошкольников.