Ирина Невзорова
Проект по вышивке лентами
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги! Давно посещая выставки народного творчества, проводимые у нас в городе, я всегда с большим удовольствием и восхищением рассматриваю картины вышитые лентами. Такие работы просто завораживают своей красотой, объёмом. У меня зародилась идея тоже попробовать сделать с детьми картины из лент. Вышивка лентами - это один из самых увлекательных видов рукоделия.
Публикация «Проект по вышивке лентами» размещена в разделах
Участниками этой деятельности являемся мы: дети старшего дошкольного возраста и я, воспитатель, которая сама увлечена вышивкой лентами и хочет по-хорошему «заразить» своим увлечением своих подопечных!
Волшебство творят с детьми мои ленточки! Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев рук. Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации.
Практика показывает: дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период - важный этап в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление - качества, которые будут необходимы для успешного обучения.
Рука учит мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему работа волшебными ленточками, с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в нашей группе. Я разработала проект «Волшебство шелковых лент», который осуществился в прошлом году в логопедической подготовительной к школе группе.
Цель проекта :
Ознакомление детей с видами шелковых лент, освоение детьми техники безопасности при работе с инструментами, оборудованием; обучение выполнения вышивки шелковыми лентами и способы отделки изделий, научить применять полученные знания и умения при выполнении изделий прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить дошкольников с историей возникновения шелковой ленты и развития старинной техники вышивки шелковыми лентами;
-вызывать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
-учить самореализации через выполнение изделия;
-изучить технологическую последовательность и
трудовые приемы выполнения вышивки.
Развивающие:
-развивать психически - познавательные процессы, такие как воображение, восприятие, память, внимание, цветовые ощущения.
-развивать личностные качества – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия.
-развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, аккуратность,
бережливость, ответственность за выполненную
работу.
Формы реализации проекта :
-фронтальная,
-подгрупповая
-индивидуальная.
Методы реализации проекта :
- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, презентации по теме)
- словесный (беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения).
-практический (обследование, выполнение работ в разных техниках, самостоятельная деятельность при выполнении работы)
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия)
- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)
- мотивационный (убеждение, поощрение).
Методы проведения занятий:
-беседа с объяснением нового материала;
-практическая непосредственная деятельность дошкольников;
-показ наглядностей;
-демонстрация трудового приема.
Материально-техническое оснащение:
1) Художественная литература, презентации
2) Ножницы
3) Набор игл для вышивания
4) Ткань-основа (канва, сетка и т. д.)
5) Шелковые ленты
6) Пяльцы
7) Бисер и бусины.
8) Схемы, иллюстрации.
Этапы реализации проекта
Сентябрь 1. Исследовательский. Мониторинг. Подбор литературы. Октябрь-Апрель 2. Технологический. Техника вышивания шелковыми лентами. Изготовление работ (игольницы, сердечки, картины, яйца) Май 3. Заключительный. Ожидаемый результат: выставка работ.
1 этап – Исследовательский.
1) Начиная работу по обучению вышивке шелковыми лентами, я провела мониторинг детей по выявлению уровня знаний и умений детей правильно держать и пользоваться иголкой, ножницами, умению закреплять ткань на пяльцах.
В результате мониторинга выявились следующие показатели: из всех детей только 15% могут правильно держать иголку, пользоваться ножницами. И только 4 ребёнка ранее вышивали, знают 1-2 вида стежков.
2) Подбор и изучение литературы:
2 этап - Технологический.
В начале этапа проводилось знакомство детей с лентами разной ширины, с историей вышивки лентами, с оборудование для вышивки и техникой безопасности с колющими и режущими предметами.
Учились отмерять ленту 20-30 сантиметров, обрезать край ленты наискосок и вдевать ее в иглу, делая закрепку, на конце ленты делать плоский узелок. Заправка ткани с помощью пяльца. Большое внимание уделили выбору рабочего места, его освещенности и безопасности детей при работе с иглами и ножницами.
В середине этапа дети научились вышивать разные швы («Шов вперёд иголка», «Тамбурный шов», «Шов французский узелок», «Шов «Роза на каркасе») и композиционное построение узоров и вышиванию.
Работа положительно сказывалась на взаимоотношениях между детьми, они научились помогать друг другу. Это доставляло им радость, восхищение!
Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу уже к середине учебного года. Пальчики становятся более умелыми и ловкими. Теперь не проходит дня без детских вопросов: «А когда мы будем вышивать?», «А дальше что мы будем вышивать?» Конечно, в начале пути часто требовалась моя помощь, как без этого? Детские пальчики не слушались, малыши путались с лицевой и изнаночной стороной своей работы, у них перепутывалась непослушная ленточка. Но позже уже был виден прогресс!
Наши работы детей:
Игольницы, шары, снежинка, Валентина, масленица, пасха, пасхальные яйца, подарок маме, цветочные композиции, сирень.
Так же мы привлекли родителей. Для них был показан мастер- класс: «Мастер - класс для мам: «Волшебные ленты (изготовление резинок)». Родителям так понравилось, что они дома стали делать разные поделки из шелковых лент и приносить к на в группу, участвовали с поделками в конкурсах детского сада.
В нашем саду проходил конкурс: «Лучший мастер-класс». На нем воспитатели научились вышивать «Розу-паутинку»
Были изготовлены игры с шелковыми лентами. С помощью игр у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, чувство цвета и творческие способности.
В нашей группе была сделана выставка работ: «Волшебство шелковой ленты»
3 этап - Заключительный.
В результате обучения дети узнали:
- основные швы
- правила ухода за вышитыми изделиями.
Дети научились:
- владеть безопасными приёмами работы с ручными инструментами.
- выполнять основные виды швов, потайные закрепки и переходы.
-вышивать шёлковыми лентами цветочные композиции.
Спасибо за внимание!