Алёна Ли
Духовно-нравственное воспитание в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 105 «Умка»
ДОКЛАД
«Духовно-нравственное воспитание в младшем дошкольном возрасте».
Выполнила воспитатель : Ключерова Алёна Викторовна
Г. Якутск – 2023г.
Вводная часть:
Публикация «Духовно-нравственное воспитание в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
Цель: заложить ребенку базовые представления о добре и зле, воспитать уважение к окружающим.
Задачи:
-формировать самостоятельность в быту, игре и образовательной деятельности.
- упражнять в хороших поступках.
- развивать гуманные чувства.
- вызывать желание слушаться взрослых.
- уважительно относиться к окружающим.
Основная часть.
Для реализации задач нравственного развития воспитатель использует :
-Подражательность, то есть своим собственным примером, он показывает детям образец правильного и культурного поведения с положительным отношением к окружающим и работе.
-Поддерживать у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого.
-Воспитывать любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.
- Развивать дружеские взаимоотношения и общения между детьми посредством игровой деятельности.
Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Именно через игру дети осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства, учатся понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимопомощь.
- Учить сочувствовать. Так на своих занятиях я, устраиваю дошкольникам интересные путешествия по сказкам, где добро, всегда побеждает зло, а любовь побеждает ненависть. Приятно смотреть на них, когда они радуются этим маленьким победам.
Решая данные задачи, необходимо строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей, включая ее в разные виды деятельности.
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Занятия физкультурой и спортом, что входит в образовательную область «Физическое развитие». Физическая культура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека.
Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует проведение праздников и досугов. В таких мероприятиях совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.
Эмоционально воспринимать окружающее, детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому прошлому и настоящему своего народа. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо.
Заключительная часть.
Каковы же результаты работы?
Считаю, что задачи, поставленные в начале учебного года, в целом выполняются. Дети в основном соблюдают правила поведения в детском саду, вместе пользуются игрушками, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании. Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в д/с, прощаются, уходя из д/сада, благодарят за помощь. Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательные друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода.
Говоря о воспитании нравственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он настоящий патриот и гражданин своей Родины, но при этом важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения и активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.