Елена Хомутова
Добрый сказочник Ю. А. Васнецов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с творчеством художника - иллюстратора Ю. А. Васнецова.
Задачи: учить внимательно рассматривать иллюстрации, выделять выразительные характерные средства художника, Расширять и активизировать словарь: художник, иллюстратор, иллюстрация. Развивать у детей умение выразительно читать знакомые потешки, воспитывать интерес к книжной графике.
Публикация «Добрый сказочник Ю, А, Васнецов» размещена в разделах
Материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация "Иллюстрации Ю. Васнецова", гуашевые краски, кисти для рисования, ватные палочки, баночки с водой, 2 мольберта, затонированные силуэты цветов, шапочка художника, костюм лебедя, лист формата А2 с изображением лебедя на реке, иллюстрации Ю. Васнецова и Е. Чарушина, классическая музыка Сен-Сане "Лебедь", Карел Готт музыка из кинофильма "Три орешка для Золушки".
Предварительная работа: беседа о книжной графике "Зачем в книжках нужны картинки?", рассматривание иллюстраций Е. И. Чарушина, заучивание потешек: "Дедушка Ежок", "Пошёл котик на торжок", "Кисонька-Мурысонька", "Иванушка", рисование сказочных цветов.
Ход занятия: дети входят в зал, встают полукругом.
В. Ребята, какое у вас сегодня настроение? ( Ответы детей: хорошее, радостное, весёлое.)
В. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
В. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Ответы детей)
Слушайте внимательно.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Ответы детей.
В. Молодцы, правильно отгадали. Показываем книгу с яркими иллюстрациями. Ребята, а вы любите когда вам читают книги? И у каждого из вас есть своя любимая? Кто знает как называют картинки в книгах? (Иллюстрации) Ответы детей.
Да, правильно, картинки в книгах называются иллюстрациями. Дети, как вы думаете, зачем нам нужны иллюстрации в книгах? (Ответы детей) Кто их рисует? (Ответы детей)
В. Правильно, художники, но профессия эта называется художники-иллюстраторы. И сейчас мы поговорим про одного из них. Дети садятся полукругом.
Много лет назад в нашем государстве жил-был добрый волшебник. И был этот волшебник художником. Звали его Юрий Васнецов.
Слайд 1
Вы спросите: "Почему волшебник? Волшебники бывают только в сказках?" Верно и неверно, он конечно не мог совершать чудеса, но зато мог нарисовать всё, о чём рассказывается в сказках. Творчество Васнецова известно взрослым и детям. Все любят смотреть книги с его иллюстрациями.
Слайд 2
Его работы наполнены сказочной силой, излучают доброту и радость. Рисунки Юрия Алексеевича вы видели, когда были совсем маленькими, а мама читала "Баю-баюшки, баю. " и показывала вам картинку.
Слайд 3
Помните? Ребёнок читает потешку "Баю-баюшки,баю". Если внимательно рассматривать иллюстрации Юрия Васнецова, можно заметить отличительные особенности в рисовании художника.
-Родился Юрий Алексеевич (слайд 4-5) в старинном русском городе Вятка, сейчас этот город называется Киров (слайд 6). Этот город славится вот такими игрушками (слайд 7).
- Вы их вспомнили? ( Ответы детей: дымковская игрушка)
- Когда он был маленьким, как вы, он любил ходить на весёлые ярмарки, где продавали разные товары и эти замечательные игрушки. (Слайд 8) Маленький Юра подолгу стоял и любовался их узорами. И если внимательно посмотреть на рисунки Юрия Алексеевича и на дымковские игрушки, можно заметить много общего.
Слайд 9
Предлагаем сравнить коня из потешки "Иванушка" с дымковским конём.
Тысячи разных рисунков к сказкам, потешкам и прибауткам подарил нам добрый сказочник Ю. А. Васнецов. Самые известные книги, оформленные им "Ладушки" и "Радуга-дуга" (слайд 10).
На страницах этих книг мы встречаемся с васнецовскими героями (слайд 11).
В. Посмотрите, кто это шагает по зимней улице? ( Ответы детей: чёрный, усатый кот) А что это он несёт? ( Ответы детей: несёт румяную булочку).
В. Купил, наверное, чтобы на всех друзей хватило. Вспомнили потешку к этой иллюстрации? Ребёнок читает.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
В. Ребята, красота-то какая! Зимой быстро темнеет -вот и горит фонарь, освещает дорогу. Свет от фонаря идет сказочный. А почему сказочный? (Ответы детей.) Кружочки- снежинки вокруг фонаря хороводы водят. Иллюстрации Ю. Васнецова рассказывают даже о том, чего в книжке не написано. (Слайд 12). Ребенок читает.
Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Там растаял снежок,
Заливает лужок,
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.
В. Ребята, слова в потешке звучат как предостережение, чтобы дедушка Ежок не ходил на бережок, почему? (Ответы детей). Но разве он послушался? Конечно же, нет! Он пошёл на бережок. Но художник Васнецов придумал, как его выручить: нарисовал дедушку Ежа на пеньке, в красных сапожках, а в лапках палочка. Как вы думаете, для чего ему нужна палочка? (Ответы детей). Он измеряет с её помощью глубину воды. А что мы ещё видим на иллюстрации, о чём не говорится в потешке? ( Предполагаемые ответы детей: весной солнышко греет, становится тепло, появляются разные цветочки, распускаются вербочки и почки на деревьях. Прилетают птички и вьют гнёзда).
В. Кто это там справа лапками разводит? Зайчишки! Не выдержали и тоже прибежали на бережок – удивляются, сколько воды кругом!
В. Как много интересных деталей придумал Ю. Васнецов к потешке. Он доставил нам радость своей фантазией.
Слайд 13. "Кисонька-мурысонька"
-Кисонька - мурысонька,
Ты где была?
-На мельнице.
-Кисонька- мурысонька,
Что там делала?
-Муку молола.
Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
-Прянички.
-Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
-Одна.
-Не ешь одна! Не ешь одна!
Игра драматизация по потешке.
Слайд 14.(Мыши водят хоровод)
П/и Мыши водят хоровод.
В. Давным-давно, когда книг и в помине не было и писать ещё не умели, в деревне любили сочинять для веселья то, чего на свете не бывает. Слайд 15. Небылицы пели, под них танцевали,а дети в них играли. Так и повелось, из века в век придумывать небылицы и разыгрывать их по праздникам. А художник Ю. Васнецов их нарисовал. И получились небылицы в лицах.
Слайд 16 (По поднебесью медведь летит.)
Слайд 17 (Я медведя поймал.)
Очень часто на иллюстрациях Ю. Васнецова мы видим сказочный лес.
Слайд 18-20 (Три медведя)
В. Узнали сказку? (Ответы детей)Обратите внимание, какие огромные стволы деревьев и маленькую фигуру девочки нарисовал художник. Посмотришь на этот лес и сразу становится как-то страшно! Ребята, как вы думаете, кого можно встретить в таком лесу (Ответы детей)
Как удивительно художник Ю. А. Васнецов рисовал цветы, кусты, деревья, животных. (Слайды 21 -29). В каждой иллюстрации они изображены по-разному, но всюду нарядно, ярко, декоративно украшено точечками, кружочками.
Одевает Васнецов своих героев нарядно. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают, старался художник не наряжать - не заслужили они красивой одежды.
Дидактическая игра "Найди рисунки Ю. Васнецова". (Дети делятся на две команды, рассматривают иллюстрации Васнецова и Чарушина и выбирают рисунки Васнецова). Ребята объясняют, почему выбрали данную иллюстрацию и оформляют выставку.
Стук в дверь. Входит юный художник (ребёнок).
Художник. Здравствуйте, я хотел подарить вам картину, но у меня закончились краски. Разворачивает лист формата А2 и вместе с воспитателем прикрепляет к мольберту. (На листе изображение лебедя на речке). Моей лебёдушке грустно плавать вдоль таких берегов.
В. Не расстраивайся, наши дети тебе помогут. Ребята, хотите сами попробовать стать художниками. Предлагаю нарисовать волшебные цветы. Но для этого нам сначала надо разогреть пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный, и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья –
Друг без друга им нельзя.
Наши пальцы-мастера,
За работу им пора.
Дети проходят за столы и украшают силуэты затонированных цветов. Звучит музыка К. Готта из кинофильма "Три орешка для Золушки".
По окончании все рассматривают цветы, находят интересное в каждой работе.
В. Молодцы, справились с заданием!
Дети приклеивают цветы.
Слайд 30
Художник. Вот теперь лебёдушка рада, и она хочет с вами поиграть.
Воспитатель. Раз, два, три - превращаемся в цветы. (Дети рассаживаются напротив друг друга вдоль импровизированной речки, изображая цветы, траву.
Звучит классическая музыка Сен-Сане "Лебедь", появляется лебедь (ребёнок в костюме лебёдушки).
Дети читают, ребёнок в костюме лебёдушки выполняет соответствующие движения.
Вдоль по реченьке (волны руками) лебёдушка (походить, плавно выгнув ручки) плывёт (помахать «крыльями»).
Выше (потянуть руки, пальцы развести) бережка (ручки одна на другую перед грудью)головушку несёт (руки к щекам, наклон головы в одну сторону и другую).
Белым крылышком помахивает, (взмахи «крыльев»)
На цветы (сложить кисти вместе запястьями, пальчики развести) водичку стряхивает (стряхнуть кисти рук два раза).
Итог занятия: Ребята, с творчеством какого художника-иллюстратора вы познакомились? (Ответы детей). Почему Юрия Васнецова можно назвать добрым волшебником? Вам понравились его иллюстрации?
Элементы какой росписи вы использовали при украшении волшебных цветов?
Список литературы
1. Капица О., Карнаухова И., Колпакова Н., Прокофьев А., Чуковский К. Уж ты, зимушка-зима. - М., Лабиринт Пресс, 2014г.
2. Кудряшова А. Небылицы в лицах. - М., ОАО. Московский учебники и картография, 2009г.
3. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. - СПб., Акцидент, 1997г.
4. Курочкина Н. А. Знакомим с книжной графикой. - СПб., Детство-Пресс, 2001г.