Ольга Чапорова
Консультация «Как должна формироваться речь от 0–3 лет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как должна формироваться речь от 0-3 лет?
Какие этапы проходит?
Какие звоночки говорят о проблемах в речевом развитии малыша?
Что должно насторожить родителей, особенно, если ребенок в семье первый?
Период от 0 до 1: доречевой период, когда задержка речи (ЗР) уже может быть, но еще не очевидна. В этом периоде 2 под/ периода: 0-6 мес. и 6-12 мес.
Публикация «Консультация „Как должна формироваться речь от 0–3 лет?“» размещена в разделах
0-6 мес. : комплекс оживления: улыбка, мимика + голосовая активность – гуление. Гулят все нации одинаково. С помощью гуления малыш пытается построить взаимоотношения.
Если в этом периоде не гулит, не смотрит в глазки, нет активного голоса, он хриплый, уставший - это первые звоночки.
Если была гипоксия – кислородное голодание плода в утробе,
асфиксия – к/г в родах, токсикоз, угроза выкидыша,
стремительные роды, (N-тивные 1 роды от момента первых схваток до появления ребенка – 24 ч., 2 – 16 ч., кесарево (микроинсульт, все эти факторы в той или иной степени ведут к нарушениям в ЦНС.
Беспричинный плач: сыт, сух. Взяли на руки в вертикальное положение – затих. Подтекание молока, капельки пота над верхней губой…
Что делать? Не ждать! Бегом к детскому невропатологу.
6-12 мес. из невнятного гуления формируются речевые цепочки : ма-ма-ма, ба-ба-ба (лепетные цепочки). Сначала это одинаково повторяющиеся слоги. А затем различные: ва-за-ва-за. К 12 мес. укорачиваются до слова: ва-за-ва=вазА.
Если нет лепетных цепочек – проверить слух у сурдолога.
В этом периоде ребенок ориентируется не на содержание речи, а на интонацию: малыш пытается понять, как взрослый к нему относится.
Идет активное формирование фонематического слуха.
К 1 году лепетные цепочки переходят в 2-х сложные слова с ударением на 1 слог.
1-1,5 г. Происходит скачок в развитии.
Формируются навыки жевания и глотания, т. к. заканчивается период прикорма перетертой пищей. К 1 г. ребенок активно грызет твердую пищу: яблоки, лук, лимон.
Навыки жевания и глотания играют важную роль в развитии речи, т. к. тренируется артикуляционный аппарат ребенка: губы, язык, жевательные мышцы, воздушная струя (при шипящих – ФФФ).
Дети, испытывающие трудности, в этих актах часто складывают пищу за щеки.
Т. об., хорошие навыки жевания и глотания – это хорошая речь ребенка.
К 1.5 г. малыш произносит 8-12 слов, все гласные звуки и след. согласные: М, П, Т, Д.
Хорошо понимает обращенную речь, простые инструкции: где мама? Дай куклу.
!Обратить внимание на лепетные цепочки и слова – сенсорная, моторная алалия, дизартрия.
1,5-2 г. : продолжается активный речевой рост: с 12 слов увеличивается до 150-200!
В звукопроизношении добавляются согласные: В, Ф, ЛЬ, К, Г, Х,
Хорошо выстраивает простую фразу: ляля бух. Дай сок.
Появляется вопросительная интонация: где папа? Это говорит о формировании ФФ навыков. Т. е. ребенок не просто речетативом говорит (речь – это не набор слов, это способ общения, т. е. у малыша формируется коммуникативный навык, реализуется главная функция речи – общение и взаимодействие.
2-3 г. В этом промежутке к логопеду очень часто приходят родители и рассказывают вот о каком феномене:
Мой ребенок до 1г., 1,3г., 1,5 лет активно развивался, гулил, появились слова, а 1,5 резко замолчал. Встревоженную маму родные успокаивают: это пройдет, он еще маленький – заговорит…вспоминают, что это испугала собака. (на всех детей собак не хватит, от испуга речь не пропадает) Пол года ждут, год – ура! Заговорил, но ребенок начал говорить еще проще, чем в 1,5. произошел регресс, откат назад.
В данной ситуации ошибочно полагать, что испуг пройдет, речь вернется. Это заблуждение! Значит что то происходит в ЦНС, в высших психических функциях. И коль уж речь притормозилась, нужно приложить все усилия для её повторного запуска.
Словарный состав увеличивается с 200 до 1000 слов. Если разбить на год, то каждый день в речи малыша появляется 2-3 новых слова. Это очень интенсивно!
Мы не отменяем наследственного фактора: если мама, папа поздно заговорили. при условии, что остальные функции развиваются нормально, а речь на 3-5 месяцев притормаживается, мы говорим о нормативных индивидуальных особенностях.
Лучше перебдить, чем недобдить!
Если есть сопутствующие симптомы: если вместе с речью нарушен контакт глаза в глаза, нарушена очередность высказывания, ритуал прощания (в 1,5 г. : привет, пока, т. е. не включается в эмоц. речь., то скорее всего это ЗРР.
В 2-3 г. – любимое слово «почему» - идет процесс активного познания мира.
И если до 3 лет речевую задержку качественно не проработать у специалистов, то после 3 лет – это сказывается на мышлении и, как снежный ком, вовлекает остальные психофизические процессы. Приходится констатировать уже интеллектуальную задержку.
.