Татьяна Лопатина
Дивергентное мышление у детей
▼ Скачать + Заказать документы
ХАРАКТЕРИСТИКА ДИВЕРГЕНТНОГО ТИПА МЫШЛЕНИЯ
Дивергентное мышление - форма мыслительного процесса, которая предполагает разрушение шаблонов и стандартов, стереотипов и ограничений и подразумевает свободу в решении проблемных вопросов.
Исследования Е. С. Ермаковой свидетельствуют о том, что по мере взросления ребенка и его продвижения от средней к подготовительной группе детского сада наблюдается рост его способности самостоятельно изменять систему мыслительных средств, успешно применяемых в одной ситуации и неэффективных в другой. Она выделила три уровня развития гибкости мышления дошкольника, характеризующиеся различными внешними проявлениями:
Публикация «Дивергентное мышление у детей» размещена в разделах
– первый уровень, когда ребенок не осознает проблемности ситуации, не выделяет существенные свойства объекта, не выделяет те или иные аспекты мыслительных средств;
– второй уровень, когда у ребенка появляются попытки анализа свойств объекта с выделением очевидных и игнорированием существенных, но менее очевидных; анализ мыслительных средств выражен, но не дифференцирован, не развернут;
– третий уровень, когда у ребенка выражен анализ свойств объекта, выделяются очевидные и скрытые существенные свойства, четко выражена зрительная ориентировка, ребенок ясно улавливает особенности проблемной ситуации.
Также заметим, что в целом для мышления дошкольников характерны следующие качества: непроизвольность, малая управляемость в постановке мыслительной задачи, а также в ее решении.
Чтобы понять, что необходимо развивать для становления этого типа мышления, перечислим основные свойства творческого подхода к поиску и развитию идей.
• Гибкость как способность рассматривать задачу под различными углами зрения, применять разнообразные подходы и стратегии.
• Беглость - свойство быстрого придумывания реальных и фантастических решений для одной и той же проблемы.
• Оригинальность - способность находить нестандартные решения.
• Способность к детализации - умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.
ПРИЗНАКИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Важным плюсом развития дивергентного мышления у детей дошкольного возраста является пробуждение познавательной мотивации. Желая найти оригинальное решение, ребенок включает свою исследовательскую активность, проявляет чувствительность к обнаружению нового в обычном.
Дошкольник, у которого формируется дивергентный тип мышления, удивляет тем, какие оригинальные образы он может увидеть в облачке или обнаруженной в лесу коряге. Он всем интересуется, задает множество уточняющих вопросов, и сам выдает предположительные ответы.
Такие дети предпочитают сюжетно-ролевые игры иной игровой деятельности, потому что получают возможность детализировать сюжет, видоизменять роли и правила.
Рисунки творческих дошкольников отличаются богатством красок и оригинальностью художественного замысла, а конструкции и поделки – изобретательностью по отношению к формам и выбору материала.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Сенситивным периодом для развития данного типа мышления является старший дошкольный возраст. В этот период дети имеют довольно высокую осведомленность и активное воображение, что помогает мыслить бегло, гибко и оригинально.
Существует много дидактических игр и упражнений на развитие дивергентного мышления. Приведем 12 заданий, удобных как для индивидуального, так и группового применения.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ БЕГЛОСТИ
У твоего друга плохое настроение. Придумай, как его улучшить. (У мамы испортилось настроение, у бабушки… Придумать варианты поднятия).
Какие вещи могли бы стать более удобными, если бы их уменьшили в размерах? (Пр. : подъемный кран – понадобился бы гараж поменьше и пр.). Какие хотелось бы увеличить? (Пр. : игольное ушко, шоколадку).
Назовите как можно больше слов, которые начинаются на «при-» (прибежать, приложить, на «за-», на «ко-». Придумайте слова, которые заканчиваются на «-ик», «-ёк» и т. п.
УПРАЖНЕНИЯ НА ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
Новый образ». Назовите два объекта – например, ЯБЛОКО и ЕЛКА. Перечислите вместе с детьми по три признака каждого (яблоко – сочное, краснобокое, растет на ветке; елка – растет в лесу, имеет иголки, зеленая). Возьмите по одному признаку этих объектов, объедините и придумайте новый образ. Один из вариантов: если объединить «сочное – имеет иголки», получим КАКТУС. Предложите детям следующую пару слов.
Договоритесь с ребенком, что каждое слово можно нарисовать в виде несложного рисунка. Сочините ему «письмо» из двух-трех рисованных предложений, а он пусть нарисует вам свое сообщение.
Предложите дошкольнику по-своему завершить известную сказку (Колобок, Теремок и т. д.)
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ОРИГИНАЛЬНОСТИ
Придумать пять названий для вкусного пирожного (джема, мороженого). Самыми оригинальными, как правило, бывают последние варианты.
Поиграйте в «Волшебную подзорную трубу». Пусть некая труба будет направлена на планету (на город, на папину работу, а дошкольник перечислит, что он видит.
Инструкция: Нарисуй значок, который бы как можно больше рассказывал о тебе. Когда значок будет готов, попроси трех человек посмотреть на значок и на его основе рассказать о тебе.
ЗАДАНИЯ НА ДЕТАЛИЗАЦИЮ
Задание 1.
Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любой рисунок.
Нарисуйте несколько одинаковых кружков ( как вариант: полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.
Задание 2.
Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет.
Представь, что твой велосипед ( как вариант: Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?
Задание 3.
Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать сюжет.
Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.
Задание 4.
Цель: развитие творческого воображения.
Воспитатель читает детям известную им сказку – «Репка». Затем
каждый из участников игры придумывает ее продолжение и рассказывает всем остальным детям.
Задание 5.
Цель: развитие сенсомотрной и познавательной сфер, развитие воображения
Детям предлагается ситуация «Мы с вами рыбаки. Отправляемся
на рыбалку в «пуговичное море». Наши руки помогут нам выловить рыбку - пуговичку. Опустите руки в «пуговичное море» и выловите «рыбку».
Ребенок может взять любую пуговицу. Воспитатель по очереди детям задает вопросы:
- Какую рыбку ты выловил: большую или маленькую; гладкую или
шершавую; круглую или квадратную?
- Какого цвета твоя «рыбка»?
- Она тяжелая или легкая?
- Теплая или холодная?
- В каком море она плавала?
- Кто были ее друзья?
- Как она попала в нашу речку? и т. п.
После того, как все дети расскажут историю своих рыбок, они отпускают их снова в «речку» (коробка с другими пуговицами). Затем, закрыв глаза, ребенок наощупь ищет свою рыбку. (если не получится наощупь, то с открытыми глазами).
Задание 6.
Цель: развитие творчества на примере конструирования
Детям предлагается составить на столе различные узоры: зимние
снежинки, мозаичные узоры, узоры из спичек и т. п.
Задание 7.
Цель: развитие творческого мышления на основе изготовления новых предметов.
Детям предлагается из подручного материала (пустых пластмассовых бутылок, гороха, тряпок, барабанов без палочек, металлических вазочек, коробок, ракушек и т. п.) смастерить музыкальные инструменты. Дети могут использовать не только предложенные им предметы, но и все то, что сумеют сами найти в игровой комнате. (Взрослым разрешается помогать организовывать «техническую» сторону создания этих инструментов: например, привязать что-либо веревкой и т. п.)
Задание 8.
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.
Детям предлагается посмотреть на облачко ( как вариант: коряге в лесу) и увидеть в нем персонаж. Ребенку необходимо определить, на что похоже облачко.
Приемы развития дивергентного мышления дошкольников основаны на использовании графических изображений, сюжетных картинок, на развитии словарного запаса и сочинении историй.