МААМ-картинки

Дивергентное мышление у детей

Татьяна Лопатина
Дивергентное мышление у детей
▼ Скачать + Заказать документы

ХАРАКТЕРИСТИКА ДИВЕРГЕНТНОГО ТИПА МЫШЛЕНИЯ

Дивергентное мышление - форма мыслительного процесса, которая предполагает разрушение шаблонов и стандартов, стереотипов и ограничений и подразумевает свободу в решении проблемных вопросов.

Исследования Е. С. Ермаковой свидетельствуют о том, что по мере взросления ребенка и его продвижения от средней к подготовительной группе детского сада наблюдается рост его способности самостоятельно изменять систему мыслительных средств, успешно применяемых в одной ситуации и неэффективных в другой. Она выделила три уровня развития гибкости мышления дошкольника, характеризующиеся различными внешними проявлениями:

Публикация «Дивергентное мышление у детей» размещена в разделах

– первый уровень, когда ребенок не осознает проблемности ситуации, не выделяет существенные свойства объекта, не выделяет те или иные аспекты мыслительных средств;

– второй уровень, когда у ребенка появляются попытки анализа свойств объекта с выделением очевидных и игнорированием существенных, но менее очевидных; анализ мыслительных средств выражен, но не дифференцирован, не развернут;

– третий уровень, когда у ребенка выражен анализ свойств объекта, выделяются очевидные и скрытые существенные свойства, четко выражена зрительная ориентировка, ребенок ясно улавливает особенности проблемной ситуации.

Также заметим, что в целом для мышления дошкольников характерны следующие качества: непроизвольность, малая управляемость в постановке мыслительной задачи, а также в ее решении.

Чтобы понять, что необходимо развивать для становления этого типа мышления, перечислим основные свойства творческого подхода к поиску и развитию идей.

• Гибкость как способность рассматривать задачу под различными углами зрения, применять разнообразные подходы и стратегии.

• Беглость - свойство быстрого придумывания реальных и фантастических решений для одной и той же проблемы.

• Оригинальность - способность находить нестандартные решения.

• Способность к детализации - умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет, рисунок.

ПРИЗНАКИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Важным плюсом развития дивергентного мышления у детей дошкольного возраста является пробуждение познавательной мотивации. Желая найти оригинальное решение, ребенок включает свою исследовательскую активность, проявляет чувствительность к обнаружению нового в обычном.

Дошкольник, у которого формируется дивергентный тип мышления, удивляет тем, какие оригинальные образы он может увидеть в облачке или обнаруженной в лесу коряге. Он всем интересуется, задает множество уточняющих вопросов, и сам выдает предположительные ответы.

Такие дети предпочитают сюжетно-ролевые игры иной игровой деятельности, потому что получают возможность детализировать сюжет, видоизменять роли и правила.

Рисунки творческих дошкольников отличаются богатством красок и оригинальностью художественного замысла, а конструкции и поделки – изобретательностью по отношению к формам и выбору материала.

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Сенситивным периодом для развития данного типа мышления является старший дошкольный возраст. В этот период дети имеют довольно высокую осведомленность и активное воображение, что помогает мыслить бегло, гибко и оригинально.

Существует много дидактических игр и упражнений на развитие дивергентного мышления. Приведем 12 заданий, удобных как для индивидуального, так и группового применения.

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ БЕГЛОСТИ

У твоего друга плохое настроение. Придумай, как его улучшить. (У мамы испортилось настроение, у бабушки… Придумать варианты поднятия).

Какие вещи могли бы стать более удобными, если бы их уменьшили в размерах? (Пр. : подъемный кран – понадобился бы гараж поменьше и пр.). Какие хотелось бы увеличить? (Пр. : игольное ушко, шоколадку).

Назовите как можно больше слов, которые начинаются на «при-» (прибежать, приложить, на «за-», на «ко-». Придумайте слова, которые заканчиваются на «-ик», «-ёк» и т. п.

УПРАЖНЕНИЯ НА ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Новый образ». Назовите два объекта – например, ЯБЛОКО и ЕЛКА. Перечислите вместе с детьми по три признака каждого (яблоко – сочное, краснобокое, растет на ветке; елка – растет в лесу, имеет иголки, зеленая). Возьмите по одному признаку этих объектов, объедините и придумайте новый образ. Один из вариантов: если объединить «сочное – имеет иголки», получим КАКТУС. Предложите детям следующую пару слов.

Договоритесь с ребенком, что каждое слово можно нарисовать в виде несложного рисунка. Сочините ему «письмо» из двух-трех рисованных предложений, а он пусть нарисует вам свое сообщение.

Предложите дошкольнику по-своему завершить известную сказку (Колобок, Теремок и т. д.)

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ОРИГИНАЛЬНОСТИ

Придумать пять названий для вкусного пирожного (джема, мороженого). Самыми оригинальными, как правило, бывают последние варианты.

Поиграйте в «Волшебную подзорную трубу». Пусть некая труба будет направлена на планету (на город, на папину работу, а дошкольник перечислит, что он видит.

Инструкция: Нарисуй значок, который бы как можно больше рассказывал о тебе. Когда значок будет готов, попроси трех человек посмотреть на значок и на его основе рассказать о тебе.

ЗАДАНИЯ НА ДЕТАЛИЗАЦИЮ

Задание 1.

Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любой рисунок.

Нарисуйте несколько одинаковых кружков ( как вариант: полукругов, стрелок). Предложите ребенку на основе каждого создать рисунок.

Задание 2.

Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать любую идею, сюжет.

Представь, что твой велосипед ( как вариант: Мишка, конструктор) заговорил. Что бы он тебе рассказал?

Задание 3.

Цель: умение расширять, развивать, приукрашивать, подробно разрабатывать сюжет.

Покажите ребенку сюжетную картинку. Пусть он расскажет, что сейчас происходит на картинке, а затем пофантазирует, что было до этого сюжета, и как будут далее развиваться события.

Задание 4.

Цель: развитие творческого воображения.

Воспитатель читает детям известную им сказку – «Репка». Затем

каждый из участников игры придумывает ее продолжение и рассказывает всем остальным детям.

Задание 5.

Цель: развитие сенсомотрной и познавательной сфер, развитие воображения

Детям предлагается ситуация «Мы с вами рыбаки. Отправляемся

на рыбалку в «пуговичное море». Наши руки помогут нам выловить рыбку - пуговичку. Опустите руки в «пуговичное море» и выловите «рыбку».

Ребенок может взять любую пуговицу. Воспитатель по очереди детям задает вопросы:

- Какую рыбку ты выловил: большую или маленькую; гладкую или

шершавую; круглую или квадратную?

- Какого цвета твоя «рыбка»?

- Она тяжелая или легкая?

- Теплая или холодная?

- В каком море она плавала?

- Кто были ее друзья?

- Как она попала в нашу речку? и т. п.

После того, как все дети расскажут историю своих рыбок, они отпускают их снова в «речку» (коробка с другими пуговицами). Затем, закрыв глаза, ребенок наощупь ищет свою рыбку. (если не получится наощупь, то с открытыми глазами).

Задание 6.

Цель: развитие творчества на примере конструирования

Детям предлагается составить на столе различные узоры: зимние

снежинки, мозаичные узоры, узоры из спичек и т. п.

Задание 7.

Цель: развитие творческого мышления на основе изготовления новых предметов.

Детям предлагается из подручного материала (пустых пластмассовых бутылок, гороха, тряпок, барабанов без палочек, металлических вазочек, коробок, ракушек и т. п.) смастерить музыкальные инструменты. Дети могут использовать не только предложенные им предметы, но и все то, что сумеют сами найти в игровой комнате. (Взрослым разрешается помогать организовывать «техническую» сторону создания этих инструментов: например, привязать что-либо веревкой и т. п.)

Задание 8.

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Детям предлагается посмотреть на облачко ( как вариант: коряге в лесу) и увидеть в нем персонаж. Ребенку необходимо определить, на что похоже облачко.

Приемы развития дивергентного мышления дошкольников основаны на использовании графических изображений, сюжетных картинок, на развитии словарного запаса и сочинении историй.

Публикации по теме:

Развиваем мелкую моторику и логическое мышление малышейРазвиваем мелкую моторику и логическое мышление малышей Здравствуйте,сегодня я хочу поделиться с вами теми играми и игровым материалом,которые я использую для развития мелкой моторики и логического.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Фотоотчёт о Дне защиты детей «Леди Баг спасает город» для детей разновозрастной группыФотоотчёт о Дне защиты детей «Леди Баг спасает город» для детей разновозрастной группы Фото отчёт о дне защиты детей "Леди Баг спасает город"01.06.2023 годаКлуб по интересам "Танчик"напомнил детям нормы поведения в городе,.

Сценарий праздника к 8 Марта «Игрушки в гостях у детей» для детей ясельной группыСценарий праздника к 8 Марта «Игрушки в гостях у детей» для детей ясельной группы Уважаемые коллеги предлагаю к 8 марта праздник для самых маленьких. На конкурс Лучший детский сад РЖД мы представляли наш детский сад необычно,.

Как развивать логическое мышление дошкольника Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация «Развивать творческое мышление»Консультация «Развивать творческое мышление» Старые забавы Сегодня я предлагаю поговорить о творческом или креативном, как сейчас модно говорить, мышлении. Потому что в наше время.

Подарки детей самым близким и дорогим. Фотоотчёт о творческих работах детейПодарки детей самым близким и дорогим. Фотоотчёт о творческих работах детей Февраль и начало марта воспитатели всех садов и школ озадачены важным вопросом: «Что подарить папам и мамам на праздник?» Очень хочется.

Развиваем инженерное мышление с психологомРазвиваем инженерное мышление с психологом Развитие инженерного мышления является одной из наиболее актуальных задач образования. И в детском саду мы закладываем основы развития этого.

Фотоотчет «Играем в шахматы — развиваем логическое мышление» (подготовительная группа)Фотоотчет «Играем в шахматы — развиваем логическое мышление» (подготовительная группа) Шахматы, как средство развития логического мышления, в подготовительной группе. В старшем дошкольном возрасте, на пороге школы необходимо.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дивергентное мышление у детей
Опубликовано: 1 октября 2023 в 17:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дивергентное мышление у детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лопатина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД