Юлия Побединская
Дисграфия. Причины, виды и ее профилактика
▼ Скачать + Заказать документы
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма.
Причины нарушений письменной речи:
Органические. Поражение головного мозга, родовые травмы, инфекции, тяжелые соматические заболевания.
Социально-психологические. Двуязычие в семье, неправильная речь окружающих, педагогическая запущенность, дефицит речевых контактов.
Виды дисграфии:
Акустическая. Недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Часто смешения, пропуски и замены букв, слияние двух слов в одно.
Артикуляторно-акустическая. Нарушение артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
Публикация «Дисграфия, Причины, виды и ее профилактика» размещена в разделах
Аграмматическая дисграфия. Характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи.
Оптическая. Обусловлено неустойчивостью зрительных представлений. Некоторые буквы не узнаются, поэтому ребенок допускает ошибки на письме. В ряде случаев, особенно у левшей, возникает зеркальное письмо.
Моторная. Характерны трудности движения руки во время письма.
Профилактика дисграфии.
Существуют упражнения на развитие:
• Внимания и памяти;
• Мыслительных процессов;
• Пространственного восприятия;
• Зрительной и слуховой дифференциации.
Примеры:
• Ребенку нужно в тексте найти и подчеркнуть конкретную букву, например О или А.
• Рисунки, в которых ребенку следует провести карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и бумаги.
• Упражнения на дифференциацию мягких и твердых, звонких и глухих звуков.
• Искать буквы наложенные друг на друга, дорисовывать буквы, зачеркивать неправильные буквы.
Даже самые незначительные нарушения необходимо корректировать. В дошкольном возрасте следует развивать мелкую моторику рук, совершенствовать лексико-грамматический строй, готовить к обучению грамоте через знакомство с понятиями: звук, буква, слово и предложение. Не менее важно расширять словарный запас ребенка. В старшем возрасте тренировать почерк.