Орда Наталья
Дидактическое пособие «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и обогащение словарного запаса детей раннего возраста на основе лексического материала «Времена года».
Задачи:
• Развитие активного словаря детей существительными (определяющие времена года и сезонные изменения, обогащение качественными прилагательными (зимнее, осеннее, весеннее, летнее и т. д.) и слов действий к ним (летят, падают, распускаются, созревают и т. д.).
Публикация «Дидактическое пособие „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Темочки
• Формировать умения детей понимать вопрос воспитателя и отвечать фразами 2-3 слов.
• Формирование умения поддерживать диалог с педагогом и сверстниками.
• Знакомить с разными способами обследования предметов (моторно-сенсорное восприятие).
• Группировать и классифицировать предметы по знакомым им признакам.
Возрастная категория: 2-3 года
Описание пособия : Пособие выполнено из фетра с использованием бусин и пуговиц. Способ крепления деталей – липучка, петелька. Дидактическое пособие представлено в виде картин – модулей, 4 отдельных мотива «осень», «зима», «весна», «лето», которые соединены друг с другом последовательно. На каждом дереве наглядно видна смена времён года, каждый модуль знакомит ребенка с конкретным временем года, и позволяет играть с деталями.
В модуле «осень» - на дереве закреплены листья осенней цветовой гаммы, имеется конверт, который закрывается на липу, внутри грибочки, желуди.
В модуле «зима» - на дереве пришит белый фетр (имитация снега, конверт со снежинками, медведем, спящим в берлоге и снеговики.
В модуле «весна» - на дереве прикреплены светло-зеленые листья, в конверте содержаться листочки, цветочками, они поочередно прикрепляются на дерево, иллюстрируя его цветение весной, облачко.
В модуле «лето» – на дереве также имеются листья, солнышко на липе, конверт с листиками, грушами и яблоками, вишня
Пособие «Времена года» позволяет развивать связную речь ребенка.
Варианты организации игр
1. Игра «Посмотри и назови»
Цель: Активизация словаря детей существительными единственного и множественного числа, именительного падежа. Формирование понимания обобщающего понятия «Фрукты».
Словарь: Зима, весна, лето, осень; дерево, лист (листья, ветка (ветки, лист (листья, снежинка (снежинки, цветок (цветы, фрукты.
Ход игры: Ребёнку предлагается рассмотреть сезонно временной модуль и определить по характерным признакам, время года : «Какое время года?» (весна). «Я спрошу, а ты ответь. Это что? (лист-листья, цветок-цветы, трава-травы и т. д).
2. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: обогащение пассивного словаря детей названиями признаков сезонных изменений и явлений, активизировать словарный запас детей в употреблении существительных в творительном падеже единственного числа.
Словарь: осенью, зимой, весной, летом, желтеют листья, снег, лепим снеговика, купаться в реке.
Ход игры: воспитатель задает вопросы: «Когда желтеют листья?», «Когда идет снег?», «Когда мы лепим снеговика?», «Когда появляется трава?», «Когда мы загораем?» и т. д.
3. Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»
Цель: обогащение словаря детей качественными прилагательными и согласование их с существительными в роде.
Словарь: Средний род: солнце, дерево, небо, облако, яблоко, яркое, голубое, зелёное, чистое, белое, желтое;
Ход игры: педагог предлагает рассмотреть дидактическое панно «Времена года» и ответить на вопрос: «Солнце какое?» - желтое, круглое, яркое. «Яблоко какое?» - круглое, красное, сочное, твердое и т. д.
4. Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи…»
Цель: побуждать детей согласовывать существительные с глаголами в единственном и множественном числе в роде.
Словарь: лист-листья, яблоко- яблоки, висят-висит, цветок цветет-цветы цветут и т. д.).
Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть дидактическое панно «Времена года» и задает вопрос: «Лист что делает?» - лист падает; «А много листьев? – падают.
5. Дидактическая игра «Расскажи, что ты делаешь?»
Цель: Формировать умения детей понимать вопрос воспитателя и отвечать фразами 2-3 слов, развивать моторно-сенсорное восприятие.
Словарь: я, ты, он, она; собирать, снимать, срываем, надевать, снимать, трогать; цветы, листья, снеговики, груша, яблоки, бабочки, грибы:
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку выполнить действие (-я) с предметом(-ми) дидактического панно (цветы, листья, снеговики) : «Собери листья!». – «Что ты делаешь? что сделал?». – (Я собираю листья. Я собрал листья).
6. Дидактическая игра «Чего не стало»
Цель: упражнять детей в умении группировать и классифицировать предметы по знакомым им признакам, расширять и обогащать активный словарный запас детей на основе лексического материала «Времена года», развивать память и зрительное внимание.
Словарь: красного листа,
Ход игры: В игре используется одно время года. Перед началом игры детям предлагается рассмотреть и запомнить съемные предметы определенного времени года (3-4 предмета). Затем, воспитатель просит ребенка закрыть глаза, а сам убирает какой-либо один предмет. Далее ребенок должен рассмотреть все и назвать предмет, которого не стало.
Модуль «Осень» : педагог предлагает ребенку рассмотреть осеннее дерево, с тремя съемными листьями (зеленое, желтое, красное, запомнить предметы. Затем, воспитатель просит ребенка закрыть глаза, а сам убирает один предмет (-ы). «Чего не стало?» - ребенок должен определить и назвать недостающий предмет (-ов).
2 вариант:
Например: модуль «Зима». Ребенку предлагается рассмотреть модуль, показать или ответить на вопросы: «Сколько снежинок?», «Сколько снеговиков?», «Сколько деревьев?» - добиваясь ответа «Один, много».