Татьяна Мальгина
Дидактическое пособие «Улетают — не улетают»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие "Улетают-не улетают".
Немало развивающих и познавательных игр посвящено перелетным и зимующим птицам. Они воспитывают у дошкольников желание помогать пернатым в голодные и холодные зимние месяцы.
Дети учатся узнавать по внешнему виду, отличать друг от друга крылатых гостей, прилетающих зимой к кормушкам. У них формируется представление о перелетных видах, о причинах такого их образа жизни.
Публикация «Дидактическое пособие „Улетают — не улетают“» размещена в разделах
Цель пособия : совершенствовать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания; закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные птицы, зимующие.
Задачи:
1. Закрепить умение детей различать птиц по существенному признаку.
2. Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
3. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
4. Развивать любознательность, активность, самостоятельность
Пособие выполнено в виде книги. На лицевой стороне картинка с различными птицами с их названиями.
На задней стороне книги находятся папки: методические рекомендации для педагогов со сборником игр по дидактическому пособию; папки с изображением птиц на липучках-зимующие, перелётные.
Книга открывается – перед нами два сезона: осень и зима. Картинки выполнены с помощью аппликации из фетра. На каждой картинке приклеены липучки.
Игры, игровые упражнения и практические задания могут изменяться на усмотрение педагога в зависимости от возраста и уровня развития детей.
Примерные варианты игр:
Игра «Улетают – не улетают».
Необходимо правильно расположить перелетных птиц на картинке осеннего пейзажа и зимующих птиц на картинке зимнего пейзажа.
Дети берут картинки с изображением птиц, называют их, определяют перелетные они или зимующие, располагают их на соответствующей картинке.
Игра «Расскажи-ка» строится в форме беседы. Дети берут картинку, на которой изображена птица, называют её, описывают внешний вид, отвечают: остается она или отправляется на юг. Кто больше узнает птиц.
Игра «Подбери признаки».
Игра учит подбирать правильные определения к существительному: сорока (какая, орел (какой, ласточки (какие, сова (какая, голубь (какой) и так далее.
Игра «Кого не стало?»
Игра для младшей группы развивает зрительную память, делает детей внимательными, собранными.
Попросить участников посмотреть на картинки, назвать все изображенные виды, затем закрыть глаза. Пока дети ничего не видят, спрятать одно изображение. Задача игроков – снова посмотреть на картинки, вспомнить, какая исчезла.
Игра «Один - много».
Цель: упражнять в образовании множественного числа имен существительных в И. п. и Р. падежах.
Грач — грачи — грачей,
стриж — стрижи — стрижей.
Игра «Улетели птицы».
Цель: упражнять в словоизменении, в употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.
Нет (кого) — нет лебедя, утки…
Нет (кого) — нет лебедей, уток и т. д и т. п.
Игра «Назови одним словом».
Цель: формирование умения образовывать сложные слова
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют … (звонкоголосым).
У кукушки хвост длинный, поэтому её называют …. (длиннохвостой).
Игра «Угадай и назови».
Цель: упражнять в отгадывании загадок о перелетных птицах
У какой птицы самая длинная шея?. (У лебедя.);. самые длинные ноги?. (У цапли, журавля.);. самый длинный клюв?. (У цапли.); какие птицы лучше всех поют?. (Соловьи.);. подражают пению других?. (Скворцы.).
Игра «Я начну, а ты закончи».
Игра для детей старшей группы обучает умению находить связь между природными объектами путем построения экологических цепочек.
Начинайте предложение, а дети должны закончить:
• осенью раньше остальных на юг оправляются насекомоядные птицы, потому что… (кормиться нечем, насекомые прячутся в укрытия перед зимними холодами);
• дятла называют санитаром леса, ведь он… (поедает жуков и личинок, прячущихся под корой);
• у журавля длинные ноги, чтобы… (было удобно ходить по болоту);
• стрижи быстро летают высоко в небе, потому что… (ловят насекомых);
• черный аист занесен в Красную книгу, потому что… (редко встречается, постепенно исчезает);
• водоплавающим птицам приходится улетать на юг, потому что… (зимой водоемы замерзают);
• весной птенцы клеста уже подросшие, ведь… (этот вид выхаживает потомство зимой);
• весной птицы начинают вить гнезда, чтобы… (высиживать яйца, растить птенцов);
• кукушка не вьет гнезда, потому что… (подбрасывает яйца другим птицам).