Стерхова Людмила
Дидактическое многофункциональное пособие для сенсорного развития «Тренажер «Сеточка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова
способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов
Пояснительная записка.
Дошкольное учреждение – это место, в котором ребенок проводит большую часть времени. С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения различной сложности и этиологии. У детей с ограниченными возможностями здоровья процессы становления сенсорики: развитие мелкой моторики, чувственных восприятий, происходят позже.
Публикация «Дидактическое многофункциональное пособие для сенсорного развития „Тренажер „Сеточка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2023
Психологи доказали прямую связь правильного формирования нервной системы, речевого и зрительного центров с развитием мелкой моторики. Вот почему нужно уделять много внимания выполнению детьми разнообразных действий пальцами. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка. По словам В. А. Сухомлинского, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Опыт работы с детьми, с особенностями развития, старшей и подготовительной группы показал, что не у всех детей достаточно развита мелкая моторика. Дети испытывают затруднения при выполнении упражнений на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, не могут скоординировать движения глаза и руки при выполнении заданий по образцу. Это можно было проследить во время работы по выполнению элементов письма, штриховке, обводке по трафарету, обводке контуров по точкам и пунктирным линиям. Возраст 5-7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук.
Актуальность развития мелкой моторики определена в целевых ориентирах ФГОС ДО «….на этапе завершения дошкольного образования у ребенка развита крупная и мелкая моторика». В связи с этим возникла необходимость использования дидактического пособия, максимально интересного и полезного, при работе с которым были бы задействованы пальцы рук, их мускулатура, координация движений. Наиболее интересной из игровых технологий для дошкольников с особыми возможностями здоровья показалась идея работы с тренажерными формами. В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных пособий-тренажеров, но это дорогостоящее удовольствие, поэтому в коррекционно-развивающей работе с детьми я использую пособие, выполненное своими руками из подручных средств.
Многофункциональный тренажер «Сеточка».
Оригинальность и инновационность данного тренажера заключается в том, что оно имеет множество вариантов. Данное пособие рассчитано на детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие познавательной активности и тренировки тонких дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья посредством многофункционального пособия – тренажера «Сеточка».
Основные преимущества многофункционального игрового пособия – тренажера «Сеточка»:
1. Способствует развитию познавательной активности, пространственных представлений, подготовки руки к письму.
2. Развивает чувство ритма посредством практических действий и ритмических рисунков, учит переключаться с одного мануального движения на другое.
3. Приятная текстура материалов развивает тактильные ощущения, мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию. Чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы предметов их веса, температуры, фактуры-шероховатости, гладкости, твердости, мягкости, ребристости.
4. Активизируется пассивный и обогащается активный словарь, умение правильно высказывать свои мысли.
5. Происходит тренировка когнитивных функций головного мозга: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, воображение, мыслительные операции и межполушарное взаимодействие.
6. Формируется навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
7. При работе с пособием воспитываются усидчивость и аккуратность.
8. Упражнения с использованием тренажера можно проводить как на занятиях, сочетая их с выполнением учебных действий, так и в свободной самостоятельной деятельности. Дети могут самостоятельно проявлять инициативу в рамках свободного задания, направленного на воображение.
9. Занятия могут усложняться, может увеличиваться объем заданий, наращиваться темп их выполнения.
10. Оно может быть дополнено новыми картами-схемами
Дидактическое пособие является постоянно усовершенствующимся, пополняющимся, дающим возможность педагогу проявить свое творчество в воспитании и обучении дошкольников. Это развивающее пособие подходит для одиночной или групповой работы.
Расшнуровывание тренажера для повторного использования дополнительно развивает мелкую моторику и глазомер.
Элементы дидактического пособия – тренажера «Сеточка».
пластиковые планшеты с отверстиями в виде сеточки
Шнурки, нитки, ленточки разного цвета, разной текстуры (набор с узелками на концах, для крупной формы, с деревянным наконечником для малых форм тренажера, пластмассовые иглы с большим ушком (для работы с нитками)
Карты-схемы, образцы
Мелкие предметы для выкладывания по образцу на развитие глазомера, зрительной памяти, щепоти руки
Пуговицы, выполненные из фетра, картона разной текстуры, пористой резины разного цвета и формы
Варианты упражнений
Развитие зрительно – пространственной ориентировки на плоскости, умение ориентироваться с помощью схем, умение выполнить плетение, развитие цветового зрения при действии с предметами и лентами, развитие речевого и слухового восприятия, мелкой моторики, тактильных ощущений при прикосновении.
*Выполнить плетение лентами, чередуя цвета
*Провести пальцем по синей ленточке слева направо
*Какая по счету желтая ленточка
*Выполнить в верхнем левом углу таренжера цифру 5 лентой розового цвета
*Выполнить в нижнем правом углу цифру 1 синей лентой
*Какая цифра больше - меньше
*Вправом верхнем углу тренажера выполнить треугольник желтого цвета
*Влевом нижнем - квадрат розового цвета.
*Посчитать фигуры
*Провести пальцем по силуэту фигуры
*Пришивание пуговиц разного размера, цвета, текстуры
*Выкладывание по силуэту цифры, геометрические формы из мозаики, бусинок, пампонов
Развитие точности и координации движения руки и глаза, силы пальцев, согласованной деятельности рук, чувства ритма, трудолюбия, аккуратности, терпеливости, усидчивости; умение выполнять движения руки с мелкими предметами, выкладывая их в пазы тренажера (бусинки, шарики, мягкие помпоны, с пуговицами разной текстуры
*Выполнение из лент, ниток по схеме, по образцу различных форм и силуэтов
*Выкладывание из бусин в пазы тренажера по схеме, по образцу
*Выкладывание мелких предметов с использованием пинцета
*Пришивание пуговиц разной формы и текстуры используя схему
Учить вдевать нитку, ленточку, веревочку в иглу, удерживать ее при выполнении стежка; овладеть техникой выполнения некоторых простейших швов с использованием схем; способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
Развитие межполушарных связей, пинцетного хвата, развитие речевого и слухового восприятия, ловкости в обращении с мелкими предметами, тактильных ощущений при прикосновении.
*Разложить бусинки двумя руками одновременно, начиная от середины.
* «Положи по 10 бусинок на тренажер». Выполнить двумя руками одновременно.
* Упражнения с использованием пинцета.
*Выкладывание фигур с использованием пинцета (выложить фигуру правой рукой, убрать бусинки левой рукой).
Развитие зрительного распознавания образов, наблюдательности, обогащение словарного запаса.
*Определить какие фигуры в разных частях тренажера расположены
*Кого можно увидеть
* «Кто это?»
*Распознавание через тренажер разных силуэтов одежды, посуды, животных.
Рекомендации:
Работа с ленточками и шнурами, мелкими предметами хорошо укрепляет связку «глаз–рука», которая необходима для последующего успешного обучения в школе, в частности овладения навыками письма и набора текста на компьютере.
-Использовать пособие ребенок может многократно;
-на первых этапах обучения рекомендуется использовать простые, одноступенчатые инструкции, задания выполнять поэтапно;
-эффективность упражнений будет только при регулярном их выполнении;
- можно использовать тренажер на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах, в свободной самостоятельной деятельности;
- содержание заданий на тренажере должно усложняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Систематическое использование данного пособия, оказывает большое влияние на развитие у детей с особыми возможностями здоровья познавательной активности, подтверждает наличие устойчивой мотивации к активной продуктивной деятельности. Коррекционно – развивающая работа с детьми, имеющими нарушения в развитии, с опорой на зрительный образ и активную предметную деятельность, становится более эффективной. Это пока еще небольшой опыт работы, но он позволяет увидеть положительную динамику физического, речевого и интеллектуального развития детей; формирование у них таких полезных качеств, как умение концентрироваться, удерживать внимание на достаточно долгий срок; подготовку кисти рук детей к письму. В процессе работы с данным пособием у детей улучшается настроение, повышается интерес и положительные эмоции.
Результативность.
Практика показала, что систематическое использование данного тренажера «Сеточка» помогает лучшему усвоению программного материала по познавательному развитию детей.
В начале учебного года (сентябрь 2022г) был проведен мониторинг уровня развития детей старшего возраста, который показал следующие результаты: из 14 детей -21% средний уровень, 79%- низкий уровень.
Результаты повторного обследования (май 2023 г.): Низкий уровень- 28% средний уровень -47%, высокий уровень- 25%.
Вывод: По результатам диагностики видно, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук и творческих способностей у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Считаю необходимым продолжить использование данного многофункционального пособия – тренажера «Сеточка» для успешного развития детей с особыми возможностями здоровья.