Екатерина Габбасова
Дидактическое пособие-тренажер «Навигатор»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие
Тренажер «НАВИГАТОР»
Цель: развитие глазодвигательной функции и периферического зрения
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные:
-Создавать эффективные условия для систематизации знаний детей об сенсорных эталонах: цвете и форме
Коррекционно-развивающие:
-Способствовать развитию прослеживающей функции зрения, а также внимания детей и скорости восприятия объектов.
Публикация «Дидактическое пособие-тренажер „Навигатор“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2024
-Развивать умение ориентироваться на плоскости.
Коррекционно-воспитательные:
-Создавать условия для воспитания у детей навыка действовать согласно инструкциям педагога.
Возрастная направленность: дидактическое пособие предназначено для обучающихся старшего дошкольного возраста.
Область применения:Тренажер «Навигатор» может применяться в ходе реализации области познавательного развития.
Применение тренажера целесообразно в ходе индивидуальной деятельности с обучающимся, чтобы педагог мог зафиксировать правильность выполнения упражнений.
Оборудование пособия: деревянная рамка, серии карточек.
Актуальность тренажера обусловлена необходимостью формирования у дошкольников предпосылок развития компетенций учебной деятельности.
А эффективное обучение грамоте невозможно без автоматизированных глазодвигательных навыков, а также правильной ориентировки на плоскости.
На создание Тренажера «Навигатор» меня натолкнул опыт
Ш. Т. Ахмадуллина- психолога, педагога, автора психологических наук. Его методики направлены на обучение детей скорочтению. Моей же целью было- создание пособия, которое было бы актуально непосредственно для дошкольников с учетом их возрастных особенностей, а также имеющихся нарушений зрения.
Тренажер «Навигатор» направлен не только на развитие периферического и бокового зрения, глазодвигательной функции, но и на автоматизацию различных понятий у дошкольника.
Названия пособия выбрано неслучайно, ведь навигатор указывает нужное направление, так и в тренажере ребёнок следует взглядом по заданной траектории. Ещё навигатор, это не только полезно, но и интересно:
Н-научусь
А-активно
В-внимательно
И-искать
Г-глазами
А-активизировать
Т-таланты
О-обобщать
Р-развиваться
Данное пособие представляет собой три серии наглядного материала.
1 серия «Форма-цвет-силуэт»
На этом материале закрепляется умение ребёнка производить целенаправленное движение глаз слева направо, что в дальнейшем, автоматизирует навык чтения и письма в правильном направлении.
Ребёнку предлагается воспроизводить цепочки материала, называя то, что он узнает в кругах слева направо. Количество элементов, а также самих цепочек и изображения в них, зависит от возраста и уровня развития обучающегося, тем самым материал имеет вариативность усложнения.
2 серия «Треугольные таблицы»
При рассматривание данных таблиц, педагог просит ребёнка называть геометрические фигуры сверху вниз, расположенные в центре таблицы. Называя фигуру, ребёнок проговаривает цвета, которые находятся справа и слева от данной фигуры. Чем ниже расположена геометрическая фигура, тем дальше удалены от нее цвета в разные стороны. Ребёнку необходимо стараться концентрировать взгляд на центр, тем самым обеспечивается развитие периферического (бокового) зрения.
3 серия «Собери пирамидку»
Эта серия основана на таблицах Шульте. В адаптированном мной варианте, вместо цифр перед ребёнком-рисунок. Пирамидки, с разным количеством элементов. Ребёнку предлагается поэтапно находить изображение пирамидки с последовательным количеством колец, переходя от наименьшего к большему, по принципу «Что сначала, что потом». Сначала дошкольник производит активные движения глазами, далее педагог просит ребёнка зафиксировать взгляд в центр таблицы, производя поиск необходимого рисунка. На найденный элемент ребёнок указывает пальцем. Таким образом, у обучающегося активно развивается периферическое поле зрения, активизируются мыслительные процессы.
Также при рассматривании материала данной серии педагог может давать задания на ориентировку на листе бумаги, предлагая ребёнку называть место нахождения пирамидки в таблице.
Все изображения тренажера соответствуют требованиям, необходимых для сохранения охранительного зрительного режима дошкольников.
Использование Тренажера «Навигатор» способствует не только развитию глазодвигательной функции, зрительного восприятия и ориентировки в пространстве, что в дальнейшем оказывает положительное влияние при обучении ребёнка чтению и письму, но и автоматизации представлений о сенсорных эталонах. Тренажер обеспечивает развитие мышления, логики, памяти, усидчивости и концентрации внимания обучающегося, что благоприятно сказывается на развитии дошкольника.