Ирина Кравчук
Дидактическое пособие своими руками «Кладовая здоровья на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Кладовая здоровья на кончиках пальцев»
поможет воспитателям детских садов и родителям разнообразить работу по развитию сенсомоторных качеств у дошкольников. В настоящий момент книга содержит 6 страниц с играми для сенсомоторного развития дошкольников.
Публикация «Дидактическое пособие своими руками „Кладовая здоровья на кончиках пальцев“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2018
Актуальность:
развитие мелкой моторики остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у ребенка раннего и младшего дошкольного возраста определяет самые важные для него качества: активную речь, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.
Практическая значимость:
данное пособие позволяет достичь высоких результатов по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. При его использование педагог имеет возможность менять задания, учитывая возрастные особенности детей и решаемые задачи.
Инновационная направленность:
предлагаемое игровое пособие заинтересует детей.
Обоснование:
Развитие мелкой моторики остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у ребенка раннего и младшего дошкольного возраста определяет самые важные для него качества: активную речь, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Доказано, что центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста, отсюда такая необходимость её развития.
Для ребёнка игра – это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познаёт мир. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребёнка играть. Среди различных детских игр особое место занимают дидактические познавательные игры. Они дают ребёнку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес к занятиям, влияют на эмоциональное состояние ребёнка, на его здоровье. Это пособие необычно тем, что в процессе игры у ребёнка задействованы обе руки. Дидактическое пособие побуждает ребёнка к активной игровой, познавательной деятельности. Можно детям предложить также тактильным образом узнавать геометрические фигуры, количество предметов, свойства предметов (мягкий, твёрдый, мокрый, гладкий, шершавый и т. д.)
Дидактические задания представляют собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка.
Ожидаемые результаты:
Дети умеют, используя тактильные ощущения, определять предмет по характерным признакам, считают предметы, не глядя, умеют словесно передать общий вид предмета.
Необычные игрушки, яркие цвета и открывающиеся, закрывающиеся предметы очень привлекают детей. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Именно игры и игрушки создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей.
На каждой страничке для развития осязания у детей, используются «Тактильные мешочки», которые сшиты из цветной ткани и наполнены различными крупами, камешками, ракушками.
1 страничка книги «Паровозик из Ромашкова».
Пример: Включаем песню «Голубой вагон» прослушиваем с ребёнком один куплет или припев (Можно загадать загадку или прочитать стихотворение, далее предлагаем построить свой паровозик, используя необходимые части. Ребенок выкладывает паровозик, пристегивает вагончики и колеса. Пока ребенок собирает паровоз можно задать вопросы: Кто управляет паровозом? На какую геометрическую фигуру похожи колеса паровоза? А на какую геометрическую фигуру похожи вагончики? Какого цвета ты выбрал вагончики? Какой по цвету первый вагон? Какой по цвету второй вагон? Какого цвета колеса? И т. д.
Можно поставить проблемную ситуацию: поезд отправиться только, тогда, когда все пассажиры займут свои места - зайка в первом вагоне, между коричневым медведем и лягушкой; собака во втором вагоне, справа от белого медведя и т. д. Или машинист просил пересчитать пассажиров, их должно быть не более пяти.
Можно использовать задания для активизации словарного запаса у детей. Например, дать ребенку задание посадить в вагончик зайку справа, лягушонка слева, между ними медвежонка, и спросить: Где сидит медведь? Где сидит лягушонок? Какой по счету медведь? Какой по счету заяц? И т. д.
2 страница книги: развивающее панно «Модница».
Панно сшито из фетра, имеются различные съемные детали, которые крепятся к основе с помощью крючков, липучек, пуговиц. Ребенок сам может подобрать для «Модницы» по цвету и форме глаза, форму губ, ушей. В набор входят разнообразные ленточки, заколки, резиночки. Волосы «Модницы» сделаны из шерстяных ниток, это дает ребенку возможность заплести косички или вплести в косы ленты. Прическу можно украсить заколочками или крабиками.
Пример: девочка (имя ребёнок можно придумать самостоятельно) Даша собирается в гости, помоги ей сделать прическу. Пока ребёнок подбирает все необходимые детали, можно поговорить с ним о правилах гигиены, какие по цвету у неё глаза, какие по цвету ленты в косах. Ленты широкие или узкие?
3 страница книги «Теремок».
Ребята с удовольствием закрывают и открывают окошки и домики, называя при этом цвета и развивая мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения. С помощью этого пособия дети закрепляют названия оттенков основных цветов, геометрических фигур, изучают порядковый счет. Манипуляцией с открывающимися окошками и дверками можно заинтересовать ребенка. Всегда существует сюрпризный момент: кто же там спрятался внутри.
Пример: Рассказываем вместе с ребенком сказку «Теремок» и ребенок расселяет героев в домике. Далее задаем вопросы: На каком этаже живет мышка? На каком этаже живет зайка? Кто живет справа от лисички? и так далее. Можно сочинить свою сказку и так же расселять других героев.
В окошки можно прятать геометрические фигуры, цифры.
Пример: разложить геометрические фигуры по окошкам, дать время ребенку запомнить, где лежит фигура. Закрыть окошки и попросить ребёнка назвать все фигуры (ребёнок называет и открывает окошки самостоятельно)
4 страница книги «Весёлая гусеница»
Дети учат цвета, подбирают гусенице лапки (лапки прикрепляются на липучках) закрепляя счет, состав числа.
Лапки - «Тактильные мешочки», которые сшиты из цветной ткани и наполнены различными крупами, камешками, ракушками.
Пример: Какого цвета у гусенице ножки? Сколько ножек? На какие геометрические фигуры похожи лапки гусенице? На какие геометрические фигуры похоже тело гусеницы? Веселая ли гусеница или нет? Почему ты так думаешь? Из скольких кругов состоит тело гусенице? Посчитай лапки у гусенице.
Закрепление количественного, порядкового счета, знание цифр, решение примеров.
Задание: вставить пропущенную цифру; прикрепить столько предметов сколько показано на теле у гусенице.
«Гусеница ползла и потеряла все сапожки».
Каждый ребенок берет по 1 башмачку и ищет ему пару (сравнивает свой башмачок и башмачки у других ребят). Образуются пары детей. Они прикрепляют – «надевают» башмачки гусенице на лапки. И так до тех пор пока гусеница не будет «обута». Воспитатель предлагает играющим посчитать все башмачки, одинаковые башмачки – пары.
5 страница книги «Ёлочка красавица»
Ёлочку можно украшать игрушками, пристегивая их на пуговицы к ёлке, тренируя мелкую моторику пальчиков. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев при застегивании, расстегивании, прикладывании. Знакомить с формой предмета, цветом, размером, закрепить счёт. Знакомить с различными материалами.
Пример: какая игрушка весит выше всех? Какая игрушка висит справа от розовой звездочки? Какая игрушка висит наверху? Какого цвета звездочка на макушке елки? Сколько всего на ёлке игрушек? Повесь на ёлку только розовые игрушки и т. д.
6 страница книги «Мастерилка», как говорят дети, или «Бизиборд»
представляет собой развивающую доску (стенд, модуль, на которой размещены множество предметов (замков, дверей, кнопок, задвижек, щеколд, прищепок и прочими маленькими «опасностями», которые ребенку трогать обычно не разрешается. Суть бизиборда заключается в том, чтобы ребенок учился развивать моторику пальцев, мышление и логику, и чем больше различных элементов будет закреплено на бизиборде, тем более интересно будет малышу. К тому же такая доска является отличным способом на время отвлечь ребенка, тем самым предоставив возможность себе, что-то успеть сделать по дому. Бизиборды пользуются немалой популярностью среди родителей и очень нравятся детям.
Ну что проще можно еще придумать? Элементарно простое упражнение, целью которого будет отличное развитие вашего ребенка крупные болты и гайки. Итак, малыш берет в одну руку болтик, в другую – гайку, и учится накручивать их друг на друга…
Польза развивающих досок бизиборд
Тренирует моторику
Концентрированные манипуляции с мелкими предметами формируют навыки моторной и сенсорной координации. Движения маленьких ручек станут более уверенными, твёрдыми и отточенными, а это первый шаг к подготовке руки к письму.
Концентрирует внимание
Юный исследователь, изучая устройство механизмов, учится комбинировать различные приёмы и подходы, развивает моторную память, а порой и творческие способности.
Развивает воображение
Игровая доска стимулирует ребенка к познавательной деятельности, способствует развитию воображения и расширяет представления об окружающем мире.
7 страница книги «Знатоки дорожных правил»
Светофор с откручивающимися сигналами и набор дорожных знаков;
Цель пособия: Дидактическое пособие развивает знания детей о правилах дорожного движения.
1. «Угадай, какой знак?»
Цели: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Описание: воспитатель описывает дорожный знак, как он помогает нам в повседневной жизни, что изображено на этом дорожном знаке. Дети отвечают на наводящие вопросы, угадывают какой это знак.
2. «Шофер»
Цели: учить детей правилам дорожного движения, воспитывать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, используя знания в игре, развивать внимательность
Описание: воспитатель предлагает поиграть в водителя автомобиля, соблюдая во дорожные знаки. Дети, действуя по указанию дорожных знаков, встречающихся на пути, объясняют значение знака, его необходимость на дороге.
3. «Безопасный пешеход»
Цели: продолжать расширять знания о дорожных знаках, учить действовать в соответствии со знаками движения. Формировать безопасное поведение на дорогах и улицах города.
Описание: воспитатель предлагает помочь кукле дойти до «Детского сада». Дорогой встречаются дорожные знаки, дети рассказывают, как правильно нужно действовать в соответствии с дорожными знаками, описывают какой знак что обозначает, для чего необходим. Повторяют знакомые стихотворения о дорожных знаках.
4. «Светофор»
Цели: продолжать расширять знания о светофоре, способствовать развитию реакции на свет светофора, развивать внимательность.
Разгадывают загадки про светофор.
5. «Водитель и пешеход»
Цели: продолжать формировать знания о дорожных знаках, учить действовать правильно в соотношении с указанием знака, расширять словарный запас, связную речь, развивать умение играть в коллективе, прислушиваясь к советам товарищей. Пешеходу необходимо придти в указанное место, на пути пешеход встречается с движущимся транспортом. Дети далее действуют по правилам дорожного движения, рассказывая, почему необходимо поступить именно так. Разгадывают загадки о знаках дорожного движения, рассматривают иллюстрации с изображением знаков, повторяют стихотворения о дорожных знаках.
"Покажи на макете"
1. Дорогу.
2. Детскую площадку.
3. Тротуар.
"Найди переход"
Указать на макете место, где необходимо переходить дорогу. Вспомни и расскажи правила перехода улицы.
"Светофор"
Показать какие действия производит пешеход, если горит красный (зеленый, желтый) свет. Вспомни и расскажи правила, на какой свет нужно переходить дорогу.
"Составь рассказ"
Составить рассказ с использованием макета:
- что расположено на твоей улице, и показать это на макете;
- составь безопасный маршрут от дома до сада (магазина, соседнего двора и т. д., и покажи на макете.
Страницы из книги можно использовать в разных видах деятельности:
- при проведении образовательной деятельности;
- во время индивидуальных занятий с детьми;
- при организации игровой деятельности;
- для создания условий для самостоятельной деятельности;
- для использования в качестве сюрпризного момента.