Ольга Юрьевна Бабурина
Проект «Первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Первоцветы"
Тип проекта : познавательный, практико-ориентированный, творческий.
Длительность проекта : краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги и сотрудники ДОО, родители.
Актуальность:
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой является одной из важных задач в работе с детьми. При этом важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно. Дети должны всегда видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду.
Публикация «Проект „Первоцветы“» размещена в разделах
Воспитываясь в городских условиях, дети в недостаточной мере имеют возможность знакомиться с «зеленым» ареалом родного края. В результате чего у дошкольников формируется большой пробел в знаниях по окружающему миру. Поэтому педагоги дошкольного образования должны прививать любовь к природе своим воспитанникам, используя каждую возможность, учить их наблюдать, осознавать важность растений для нашей планеты. Особое внимание надо уделять и цветам, которые не только привносят красоту и яркие краски в нашу обыденную жизнь, но и обладают целебными свойствами.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Проблема: у детей недостаточно знаний о первоцветах родного края.
Цель:
Систематизировать знания детей о первоцветах родного края (вставить свой регион).
Задачи:
Закреплять и расширять знания детей о первоцветах, их разнообразии, средой обитания, характером взаимодействия с насекомыми и животными, целебных свойствах.
Обогащать активный словарь детей по данной теме.
Вызвать желание узнать истории, легенды о первоцветах.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Зеленая аксиома:
Формировать у детей понятие, что сбор редких лекарственных растений в дикой природе запрещен, их можно выращивать в культуре; жизнь на Земле продолжается только благодаря дикой природе.
Ожидаемые результаты:
у детей сформированы знания о первоцветах родного края (вставить);
овладение детьми правилами поведения на природе (цветы нельзя рвать и делать из них букеты);
проявление познавательного интереса к миру растений;
у детей сформированы понятия о том, что нельзя в дикой природе собирать редкие лекарственные растения, их можно выращивать на огороде, на даче.
Продукт проекта : создание альбома сказок совместного творчества родителей и воспитанников "Весенние цветы -первоцветы", оформление выставки рисунков и поделок детского творчества по теме проекта.
Информационно-техническое обеспечение:
интернет, компьютер, мультимедийная установка, РППС
Формы организации детей:
Беседы
Чтение художественной литературы (легенды, сказки, стихи)
Рассматривание иллюстраций, плакатов, фотографий
Дидактические игры
Наблюдения за пробуждением природы, проталинами, первыми ростками, набухшими почками
Художественно-творческая деятельность
Просмотр презентаций
Виртуальные экскурсии
Этапы работы над проектом :
I этап: подготовительный
Постановка проблемы.
Выдвижение детьми собственных гипотез.
Постановка цели и задач, определение направлений работы.
Изучение и подбор литературы
Предварительная работа воспитателя (подборка соответствующих бесед, наблюдений, дидактических игр, режиссерских игр, планирование различных видов деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-творческая, игровая).
Выбор оборудования и материалов.
Анкетирование родителей
II этап: практический-
Решение поставленных задач различными методами и приемами во всех видах детской деятельности.
Организация совместной деятельности с детьми, самостоятельной деятельности детей, взаимодействие с родителями воспитанников.
III этап: заключительный
Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций, презентация продукта проекта.
План реализации проекта
мероприятия
1день Беседа с использованием наглядного материала
«Первоцветы-вестники весны»
Чтение стихотворения я П. Соловьева «Подснежник»,
Е. Алябьева «История одного цветника», «Весна в лесу»
Дидактическая игра: «Узнай по описанию»
Наблюдение-исследование за веточкой в вазе. Почему в группе у веточек листья появляются раньше, чем на улице?
Изобразительная деятельность: рисование «Первые цветы»
2 день Беседа «Здравствуй, травушка-муравушка и золотой одуванчик»
Чтение стих-я Е. Серовой «Фиалка», Е. Алябьева
«Как пчелка Муся нашла цветы»
Дидактическая игра: «Что где растет?»
Составление рассказов по описанию: «Расскажи про цветок»
Наблюдения на прогулке за первоцветами : медуница, одуванчик, ирис и др.
Изобразительная деятельность: пластилинография
«Первоцвет» (на выбор детей)
Динамическое упражнение-логоритмика:
«Одуванчик»
Виртуальная экскурсия: «По лесным тропинкам»
3 день Беседа «Что растет и кто живет на лесной полянке»
Чтение рассказа Н. Усовой «Ландыш»,
И. Рева «Лесной ландыш»
Дидактические игры: «Чей лепесток», «Назови цветок»
Ситуативный разговор: «Что будет, если сорвать все цветы?»
Дидактическое упражнение: «Отбери и назови цветы, которые ты знаешь»
Изобразительная деятельность: аппликация
«Подснежники для мамы»,
«Полянка одуванчиков» (коллективная)
Режиссерские игры: «Садовник», «Кто главный в
саду? (в огороде)»
Музыкальный вечер: слушание А. Вивальди
«Весна», Чайковский «Времена года» «Весна», «Вальс цветов».
Просмотр мультфильма «Одуванчик-толстые щечки»
4 день Беседа «Краснокнижные первоцветы родного края»
Чтение рассказа Б. Житкова «Цветок», Е Алябьева
«Апрельская сказка».
Дидактическая игра: «Я знаю 5 названий первоцветов…примет весны…»
Природоохранная деятельность: запрещающие знаки
Наблюдение-исследование: где раньше появляются трава и цветы: в тени или на солнце. Почему?
Виртуальная экскурсия «Лесные первоцветы»
5 день Беседа «Почему нужно беречь первоцветы»
Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»
Экологические игры: «К названному цветку беги»,
«Собери цветок».
Познавательная акция. Приглашаем детей младшей группы.
«Расскажем вам! Сбережем первоцветы-вестники весны вместе»
Оформление выставки детских работ о первоцветах (поделки, рисунки)
Результативность проекта :
В результате проектной деятельности дошкольники в полном объёме познакомились с миром первоцветов родного края, их многообразием и полезными свойствами. Благодаря оформлению тематического центра группы, использованию различных наглядных и дидактических пособий, подбору видеоматериалов, методической и художественной литературы, у детей была создана такая среда, в которой происходило активное развитие их познавательных и творческих способностей.
В процессе совместной и самостоятельной деятельности дошкольники узнавали много нового, обогащали свой словарный запас, устанавливали причинно-следственные связи и учились правильно делать выводы. На прогулках у детей развивалась наблюдательность и любознательность, пробуждалось стремление бережно относиться к первоцветам, проявлялось желание за ними ухаживать.
Так же, одним из важных результатов нашего проекта стало и приобщение родителей к образовательному процессу. Взрослые с большим удовольствием знакомили детей с первоцветами и уже в домашних условиях совместно сочиняли сказки о первоцветах для создания альбома сказок. Всё это непосредственно повысило педагогическую культуру родителей.
Наша работа по данному проекту не только обогатила знания детей, но и, в некоторой мере, пробудила в них доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Литература:
1. Алябьева Е. А. Познавательное развитие ребенка: сказки о природе-М. : ТЦ Сфера, 2016-128с.
2. Алябьева Е. А. Детям о самом важном. Природа. Беседы и сказки для детей. - М., 2015.
3. Баринова Е. В. - Учимся любить природу: пособие для детских садов и школ раннего развития. Феникс, 2014.-158с
4. Веракса Н. А., Галимов О. П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014-80с.
5. Федотова А. М. -Познаем окружающий мир играя: сюжетно0дидактические игры для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2015.- 112 с. - (Библиотека воспитателя)