Татьяна Алешина
Дидактическое пособие «Куклы разных рас и народов. По странам и континентам» (предметно-развивающая среда)
▼ Скачать + Заказать документы
Куклы разных рас и народов. По странам и континентам
«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека»
М. Е. Салтыков-Щедрин.
Мир кукол многообразен. Существуют куклы авторские, коллекционные, театральные, сувенирные, антикварные, игровые, народные… Но есть нечто общее в восприятии куклы во все времена и у всех народов. Кукла – это всегда знак в культуре (в самом широком смысле, это всегда отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о мире, миропорядке, о месте его в этом мире. В кукле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: здоровье, любовь, общение, труд и т. д. Сегодня кукла может быть универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям, общечеловеческим ценностям. Востребованность куклы может быть весьма разнообразной :
Публикация «Дидактическое пособие „Куклы разных рас и народов, По странам и континентам“ (предметно-развивающая среда)» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Дидактические игры
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2020
- психологи разработали целое направление, названное «куклотерапией», в основе которой лежит проективный метод: человек-кукла-человек.
- в медицине стал весьма распространён «энтнотерапия», в которой народная кукла занимает почётное место.
- фольклористы включают знания о кукле в сценарии праздников, развлечений.
- педагоги используют куклу в целях воспитания детей и формирования мировоззрения, ведь через игру с куклой ребёнок учится выражать свои чувства, приобретает опыт общения и разрешения конфликтов.
Наше желание использовать куклу в качестве средства педагогического воздействия является далеко не праздным интересом и вовсе не случайно.
Каждая кукламоей коллекции содержит в себе дидактическую изюминку и при этом удивляет и забавляет детей, открывает новые горизонты познаний и игровых действий. С помощью моего пособия дети познакомились не только с разными рассами и народами, но и увидели природу того или иного континента, познакомились с традиционным национальным костюмом и, узнали, что традиционное жилище разных народов называетя и выглядит совершенно по-разному. Такое необычное пособие стало неисчерпаемым ресурсом для
ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой народов мира – как часть поликультурного воспитания детей.
Целью создания данной зоны является:
- Создать условия, способствующие воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине;
- Сформировать у детей и родителей основы толерантной культуры и поликультурного воспитания.
.А. Н. Джуринский выделяет педагогические принципы, на которых базируется поликультурное воспитание:
- воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств.
- воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов.
- воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
Задачами моей работы по созданию этой обучающей зоны (методического пособия «По странам и континентам») являются:
-Создать обзор о разных странах мира.
- Получить результаты практической работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре разных народов мира.
- Предоставить методические материалы, сопровождающие ознакомление детей с культурой разных народов.
- Совершенствование учебно-воспитательного процесса по ознакомлению детей с национальными ценностями, как средством формирования нравственных ориентаций в полиэтнической среде на основе разных расс и народов. [Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для вузов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999. – 200с. ]
Задачи и условия реализации практической работы
Задачами, обеспечивающими реализацию практической работы, являются:
- прививание интереса к культуре, традициям и обычаям разных народов;
- воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей и рас;
- знакомство детей с представителями разных национальностей и рас;
- ознакомление детей с костюмами разных народов через коллекцию кукол, с местом проживания и с видом жилища ;
- обогащение словарного запаса детей.
Итак, в моём уголке «По странам и континентам» находится папка-передвижка, в которой обозначены названия стран и континентов, изображены пейзажи (особенности природы, соответствующие тому или иному географическому расположению определённых стран и представлены виды жилищ (домов) с названием. Так же здесь присутствует краткое описание каждого костюма и характерных особенностей одежды и обуви представленных рас и народов.
Основой для кукол послужил плотный картон (т. е. куклы - плоскостные на подставках, что облегчает способы транспортировки и хранения кукол) Костюмы я шила из разных материалов. Лица подбирала в интернете и распечатывала на принтере.
Начну с русской красавицы…
Каждой кукле я сделала волосы из макраме или пряжи.
В каждом костюме представлена не только одежда, но и обувь и украшения….Каждый костюм расшит в соответствии с характерными особенностями национального костюма.
Вот так замечательно вписался новый уголок «По странам и континентам» в предметно-развивающую среду моей группы.