Наталья Бовкун
Дидактическое пособие «Кукла-маппет «Жирафик Гоша»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие : Кукла маппет - "Жирафик Гоша"
Образовательная область: Речевое развитие.
Публикация «Дидактическое пособие „Кукла-маппет „Жирафик Гоша“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Игры, дидактические пособия
- Жираф. Все о жирафах для детей
- Жираф. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Возрастная категория воспитанников: дидактическое пособие предназначено для использования в совместной деятельности с детьми в возрасте от 4 до 7 лет, имеющими нарушение речи и может применяться в индивидуальной и групповой формах коррекционной работы.
Актуальность:
Работая с детьми дошкольного возраста воспитатель детского сада часто сталкивается с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для дошкольников занятия бывают зачастую трудны и однообразны, ребенок не всегда подчиняется требованиям взрослых, проявляет невнимательность, недостаточную работоспособность, повышенную утомляемость.
ФГОС ориентирует участников педагогического процесса на смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка, который находится в центре воспитательного процесса. Основная задача педагогов, работающих с дошкольниками, — формирование интереса к процессу обучения и мотивации к различным видам деятельности. Решению этой задачи способствует опора на ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста – игровую деятельность. Именно в игре ребёнок учится преодолевать трудности, у него формируется произвольность психических процессов. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому задача воспитателя детского сада – окружить ребёнка игрой так, чтобы он и не заметил, что занимается тяжёлой работой. Логопедические игры с использованием средств театрализованной деятельности помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
Исследования показали, что знания, умения и навыки усваиваются детьми наиболее эффективно именно через игру с куклами. Ребёнок с большой радостью присутствует на занятии, в котором участвуют герои-куклы. Но не меньший восторг вызывает у ребёнка возможность самому творить чудо – оживлять кукол, даровать им движение, характер. Возможность управлять куклой позволяет ребенку «спрятаться» за своим персонажем, преодолеть стеснительность, понять, что он многое может. Так ребенок легче раскрепощается в общении с партнером.
Постановка правильного произношения звуков, как правило, предполагает отработку артикуляторных позиций проводя артикуляционную гимнастику с помощью показа и объяснения. Для демонстрации и более чёткого зрительного восприятия артикуляторных укладов в логопедической практике широко используются муляжи органов артикуляции, артикуляционные профили, показ положений языка с помощью кисти руки.
Учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, их склонность к подражанию, наглядным формам мышления, мною была изготовлена дидактическая кукла жирафик Гоша. Идея перчаточной куклы с открывающимся ртом была дополнена деталями для имитации артикуляции персонажа. У жирафа Гоши есть зубы и подвижный язык, который может менять положение и форму с помощью рук кукловода. Уникальное строение языка куклы позволяет демонстрировать различные артикуляционные уклады, движения, упражнения. Многофункциональность пособия обеспечивается возможностью управления мимикой, артикуляцией, что позволяет наладить эмоциональный контакт с ребенком и вовлечь его в игру.
Цель пособия : Развивать речь дошкольников с ОВЗ как средство общения через использование элементов театрализованной игровой деятельности.
Задачи пособия :
обучение управлению органами артикуляции;
развитие координации движений артикуляционного аппарата и ведущей руки ребенка;
формирование эмоционально – положительного настроя детей на занятие;
формировать положительную мотивацию и интерес к артикуляционной гимнастике и к логопедическим занятиям;
побуждать ребенка к активным осознанным действиям;
формировать умение понимать и правильно выполнять задания педагога;
совершенствовать навыки совместной работы;
способствовать привлечению внимания ребенка;
совершенствовать коммуникативные навыки;
развивать диалогическую и монологическую формы речи;
закреплять полученные речевые умения и навыки;
развивать воображение;
способствовать привлечению внимания ребенка;
воспитывать нравственные качества (доброжелательность, взаимопомощь, культуру речевого общения).
Направления работы с пособием :
• артикуляционная гимнастика;
• организация дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр;
• совместная деятельность детей и взрослых;
• индивидуальная работа с детьми;
• сюрпризный момент.
Методика работы с пособием :
Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрения помогают удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать интерес к продолжению работы. Ребята в общении с куклой формулируют цель занятия, объясняют жирафику правильную артикуляцию звуков, вместе с ним выполняют упражнения, произносят звуки, слоги и слова, словосочетания и предложения с изучаемым звуком, находят ошибки в речи персонажа, называть предметы, подбирать обобщающие слова, составлять предложения и тексты. Дети охотно отвечают на различные вопросы жирафика, многократно повторяют речевой материал, необходимый для закрепления.
Логопедические игрушки можно использовать в разных сюжетных играх. Такой веселый жираф Гоша не только показывает, как правильно выполнять упражнения по развитию артикуляционной моторики и правильно произносить звуки, но и помогает ребенку в процессе автоматизации и дифференциации, задает вопросы, участвует в игре, подсказывает ребенку, подбадривает и поощряет. Чаще всего такие логопедические игрушки остаются в руках взрослого, но иногда он может разрешать ребенку поиграть с ними самостоятельно.
Содержимое игр может быть разнообразным (всё будет зависеть от педагога, его воображения и задач, решаемых в играх). Это могут быть игры для развития: мелкой моторики, логического мышления, связной речи, а также игры для автоматизации и дифференциации различных звуков.
Итак, кукла может стать как участником тематического ролевого диалога, так и просто добрым помощником в проведении занятий. При этом жирафик Гоша хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком. Дети общаются с куклой "на равных". Для каждой ситуации используется своя техника.