татьяна омельченко
Дидактическое пособие «Финансист»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Финансист»
Пояснительная записка
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком.
Публикация «Дидактическое пособие „Финансист“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Для знакомства детей с миром экономики было создано дидактическое пособие «Финансисты».
Цель данного дидактического пособия : формирование у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление об истории появления денег. Закрепить знания детей о монетах и банкнотах других стран, литературных произведениях, в которых есть упоминание о деньгах, банках, продажах, обмене. Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости. Познакомить детей с самыми необычными и удивительными деньгами мира, понятием «валюта».
Развивающие: Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков. Развивать память, мышление, усидчивость.
Воспитательные: Воспитывать интерес к теме финансов, бережное отношение к деньгам, дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Этапы создания дидактического пособия :
1. Изготовление основы пособия – книги. Пособие изготовлено из картона, обклеен самоклеящейся пленкой.
2. Подборка в интернете картинок для пособия.
3. Подборка материалов: дидактических игр, картинок, сказок, загадок, стихов, экономических ситуаций и т. д.
4. Ламинирование и вырезание картинок.
5. Изготовление кармашков для пособия.
Дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие в простой и доступной форме знакомит детей с историей возникновения денег, купюрами и монетами России и других стран; процессом формирования и рациональной экономии семейного бюджета; учит решать проблемные экономические ситуации на основе сказок; учит играть в разные виды игр для маленьких финансистов.
Книга-раскладушка «Финансисты» можно применять в совместной и самостоятельной деятельности, во время непосредственной образовательной деятельности, а так же в индивидуальной работе с детьми.
Описание дидактического пособия
Пособие выполнено в виде книги-веера.
Материал-основа: файловые папки из экологического пластика; разноцветные пластиковые кармашки, ламинированные картинки.
Приложение 1
1. История возникновения денег.
Цель: закрепление и расширение представлений детей о деньгах и о значении денег в жизни человека. Дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без денег. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые - шить одежду, третьи - молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.
1. «Деньги разных стран»
Макеты «Купюры разных стран» и «Монеты разных стран».
Цель: познакомить детей с внешним видом купюр и монет разных стран;
2. Игра «Деньги разных стран».
Цель: познакомить детей с денежной валютой разных стран;
Ход игры: Перемешать карты с купюрами и контурами разных стран;
Взять карту с купюрой, вспомнить ее название, найти страну, где используются эти денежные знаки; запомнить, как называется валюта и какой стране принадлежит.
3. Деньги России.
Цель: познакомить детей с денежной валютой России.
Макеты «Купюры России» и «Монеты России».
Цель: познакомить детей с внешним видом купюр и монет России.
Ход работы с макетами:
1. Рассмотреть и обсудить внешний вид денежных знаков;
2. Найти самую дорогую и самую дешёвую купюру и монету.
3. Предложить детям назвать по памяти номиналы монет и купюр России.
Приложение 2
4. Макет «Где можно хранить деньги?»
Цель: Познакомить детей с местами хранения денег, повысить уровень развития внимания, наблюдательности;
5. Макеты «Можно купить» и «Нельзя купить»
Цель: формирование у детей понимания значения духовных и материальных ценностей.
6. Игра «Можно купить - нельзя купить»
Цель: формирование у детей понимания того, что главные ценности - жизнь, отношения, дружбу, любовь, радость близких людей – за деньги не купишь. Ход игры: дети рассматривают карточки и раскладывают их в два кармашка: «Можно купить», «Нельзя купить».
Приложение 3
7 .Цветики – семицветики семейного бюджета «Доходы» и «Расходы»
Цель: дать представление о семейном бюджете и что он в себя включаетю
8. Игра «Семейный бюджет»
Цель: расширение знаний детей о том, из чего и как формируется семейный бюджет.
Ход игры: дети рассматривают карточки и раскладывают в окошки карточек значки-смайлики, определяя приоритетные покупки и предметы, на которых можно сэкономить.
9. Игра «Семейные доходы и расходы»
Цель: расширение знаний детей о составляющих семейного бюджета.
Данная игра поможет детям узнать, из чего и как формируется семейный бюджет, какие существуют статьи дохода, а так же куда тратятся деньги, т. е. статьи расхода. Дети должны подобрать способы того, как распределить семейный бюджет и на чем можно сэкономить.
10. Цветик- семицветик «Экономим семейный бюджет»
Цель: знакомство детей с правилами рационального использования электроэнергии, водных ресурсов, тепла; закрепление знаний о способах экономии и бережливости. После игры с детьми можно сформулировать правила экономии.
1) Не включай свет, если на улице еще светло!
2) Чаще мой окна и у вас будет больше дневного света!
3) Почини кран, сантехнику, поставь счетчики - не лей напрасно воду!
4) Прими душ вместо ванны!
5) Не суши вещи над газовой плитой!
6) Выключай ночью свет - береги энергию!
7) Вышел из комнаты выключи свет!
8) Ушел из дома выключи все электроприборы!
9) Утепляй окна, двери - береги тепло!
Приложение 4
11. Экономические загадки, стихи, пословицы и поговорки.
Цель: знакомство детей с загадками, стихами, пословицами и поговорками на финансово-экономическую тематику.
12. Картотека проблемных экономических ситуаций на основе сказок.
Цель: формирование у детей экономических представлений, развитие мышления
Ход: педагог зачитывает детям проблемную ситуацию и предлагает ее решить. Решая проблемную ситуацию, ребенок приобщается к экономической действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
13. Картотека «Экономические сказки»
Цель: формирование умения подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев.
Ход: педагог зачитывает детям краткое содержание сказки. Дети выделяют в сказке простейшие экономические явления; слова и действия, относящиеся к экономике.
Приложение 5
14. Макет-игра «Профессии»
Цель: расширение знаний детей о профессиях, подвести к пониманию значимости каждой профессии; труд должен оплачиваться.
Ход игры: игрок берет карточку, называет профессию и говорит, чем занимается человек данной профессии. Если ответил правильно, то забирает карточку себе, если нет, то карточка убирается вниз стопки.
Приложение 8
15. Игра-бродилка «Узнай по цене»
Цель: учить находить заданную стоимость товара.
Ход игры: игрок вращает карточку, называет товар и ищет соответствующую цифру – стоимость товара соотносит окошко круга до совпадения.
13. Игра «Магазины»
Цель: учить распределять товары по разным видам магазинов. Называть названия изделий
Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть карточки с изображением различных товаров и определить, в каком магазине продается данный товар.
ВСЕ КАРТИНКИ К ПОСОБИЮ ВЗЯТЫ ИЗ ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ