Мария Бойко
Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Сенсорная стенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста «Сенсорная стенка».
Авторы: Бойко Мария Васильевна, Василова Татьяна Александровна
«Только то в человеке прочно и надежно, что вошло в его природу в первую пору его жизни»
Ян Амос Коменский
Публикация «Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста „Сенсорная стенка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2024
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать детали конструктора, пазлы, работать со счетными палочками, мозаикой, в следствие они не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира такими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Актуальность сенсорной стенки: В век модернизации, компьютеризации и сенсорных телефонов, молодые семьи окружают себя вакуумом, некой скорлупой. Уже в раннем возрасте ребенок получает в руки пульт от телевизора, мышку от компьютера, модный телефон. Молодым мамам и папам проще отвлечь свое чадо экраном, научить общаться со сверстниками, расширять его кругозор по знакомству с реальным окружающим миром. А мы прекрасно знаем, что окружающий мир ребенком воспринимается через сенсорные эталоны. Сенсорное воспитание дошкольников неоценимо в восприятии ребенком окружающей действительности с ее формами, красками, звуками, тактильными ощущениями.
На практике мы видим, что у детей раннего дошкольного возраста очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия.
Тактильные ощущения это та ниточка, которая ведет ребенка к познанию окружающего мира. Поэтому в нашем детском саду, в соответствии с современными требованиями к организации развивающей среды для дошкольников, создаются развивающие зоны в групповых комнатах, имеющие в себе сенсорно - тактильную направленность, с учетом индивидуальных особенностей детей, интересов каждого ребёнка. Изготавливаются специальные пособия, использование которых помогает детям в ненавязчивой форме овладеть необходимыми сенсорными умениями, обогатить тактильные ощущения.
Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, основой для развития воображения, внимания. Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
В результате наблюдения за детьми группы, возникла необходимость в разработке и использовании наиболее эффективных средств и методов повышения сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.
Одним из актуальных способов работы по развитию мелкой моторики рук детей данного возраста в настоящее время являются, так называемые, мягкие развивающие пособия. Работая в младшей группе, мы изготовили дидактическое пособие «Сенсорная стенка».
Цель пособия: развитие мелкой моторики рук и сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Использование сенсорной стенки в работе с детьми позволяет решать следующие задачи:
- развивать зрительное и тактильное восприятие;
- формировать тактильную чувствительность;
- способствовать развитию у детей обследовательских умений и мелкой моторики рук;
- формировать представления о цвете, форме, названии материала, положения их в пространстве;
- формировать представления об окружающем нас мире;
- стимулировать развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания);
- развивать у детей умение выражать свое эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения;
- расширять и обогащать словарный запас;
- воспитывать умение детей действовать: совместно с взрослыми, самостоятельно, играть рядом с детьми;
- повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
- приобщать родителей к изготовлению игр, для развития сенсорных способностей детей.
Как сказал Сухомлинский В. А. : «Речь ребенка находится на кончиках его пальцев». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с мелкой моторикой развиваются память, внимание и словарный запас ребенка.
Дидактическая сенсорная стенка предназначена для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми 2-4 лет. Разнообразные действия руками стимулируют речевое и умственное развитие ребенка. Данную стенку мы изготовили в виде шестигранников с использованием разнообразного материала: деревянных бус, новогодней гирлянды - бус, синельной проволоки, морских камушков, меха, мусорных мешков, мягкого поролона, семян фасоли, шишек, терма – пистолета, основа – легкая тонкая фанера.