Жанна Панченко
Дидактический материал «Дары Фрёбеля» как средство формирования математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, коллеги! Сегодня я вас познакомлю с игровым пособием «Дары Фрёбеля». Фридрих Фрёбель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Поэтому он разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников, который получил название «Дары Фребеля».
Публикация «Дидактический материал „Дары Фрёбеля“ как средство формирования математических представлений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Пособия изготовлены из качественного натурального материала (дерева, каждый образовательный комплект упакован в отдельную деревянную коробку с номером. Игровой набор обеспечен методическим сопровождением, карточками разного цвета в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО. В карточках содержатся: название образовательной области, название игры или игровое упражнение, содержание работы, почти в каждой карточке присутствует художественное сопровождение, используемые материалы для данной игры (какие наборы понадобятся, возраст и количество участников, хода игры и т. д.
Большинство игр, предложенных в карточках, построены на использовании сразу нескольких наборов. Педагог вправе проявить свое творчество, фантазию. И я решила попробовать поработать по всем разделам программы ФЭМП, используя только один набор из «Даров Фребеля». Меня очень заинтересовал седьмой модуль «Цветные фигуры». Если мы откроем коробочку, мы увидим, что ее состав — это геометрические фигуры: квадрат, круг, полукруг, четыре вида треугольников, причем фигуры плоские, деревянные, яркие. При построении получаются плоскостные фигуры и постройки, а из одинаковых повторяющихся фигур можно построить красивые узоры - мандалы.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети с большим интересом и удовольствием играют с данным пособием, развивая творческие способности, мышление, воображение, умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, выполнять простейшие математические действия.
Предлагаю вам варианты дидактических игр с использованием только одного седьмого модуля из комплекта «Дары Фрёбеля».
«Геометрическое лото»
Задачи: Закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, полукруг, ромб, трапеция, о цвете; развивать зрительное восприятие, произвольное внимание.
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур разного цвета, непрозрачный мешочек, геометрические фигуры из набора №7.
Содержание игры: ведущий (педагог или ребенок) достает из мешочка по одной фигуре. Ребенок, у которого на карточке есть такая фигура, называет, что это за фигура и цвет, затем закрывает фигурой её изображение на своей карточке.
«Найди свой домик»
Задачи: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.
Оборудование: геометрические фигуры из набора №7, карточки – домики, окошки с геометрическими фигурами и цветными кляксами.
Содержание игры:
Первый вариант: Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры в домики с заданной геометрической формой. Назвать цвет своих фигур.
Второй вариант: Воспитатель предлагает собрать фигуры определенного цвета. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.
Третий вариант: На домике располагается два окошка с заданным цветом фигуры и геометрической формой. Ребенок помещает в домик только те фигуры, которые совпадают по обоим параметраом, заданным в окошках.
«Собери ромашку» (закрепление состава числа)
Задачи: Закреплять знания об образовании чисел, умение составлять их из двух меньших; развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать задачу, выполнять ее самостоятельно.
Оборудование: Карточка – ромашка, набор геометрических фигур из набора №7, тычинки с числами, цветные лепестки.
Содержание игры: Детям предлагается карточка – ромашка с лепестками двух разных цветов. Нужно выложить число, которое находится в центре цветка и объяснить, каким способом составлено это число.
«Найди, что потерялось» (судоку)
Задачи: Закреплять знание геометрических фигур; развивать внимание, логическое мышление, закреплять знание основных цветов; развивать математические способности, воспитывать умение самостоятельно выполнять задания.
Оборудование: Карточки с изображением геометрических фигур разного цвета, геометрические фигуры из набора №7.
Содержание игры: Ребенку предлагается карточка, которая разбита на 9 окошек. В восьми окошках расположены геометрические фигуры разного цвета, а одно пустое. Ребенку нужно выбрать определенную геометрическую фигуру, определенного цвета, чтобы заполнить пустое окно. Но по горизонтали и по вертикали фигуры не должны повторятся формой и цветом.
«Каждой фигуре свое место»
Задачи: Формировать умение находить фигуры по двум признакам (форме и цвету, закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, о цвете; развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику; развивать интерес к математическим действиям; воспитывать бережное отношение к пособию.
Оборудование: Карточки-поля, геометрические фигуры из набора №7, карточки с геометрическими формами и с цветными кляксами.
Содержание игры: Детям предлагаются карточки, на которых расположены слева в столбик геометрические фигуры, а справа пустые окошки. Вверху по горизонтали значки с цветом. Детям нужно заполнить пустые окошки геометрическими фигурами в соответствии с их формой и цветом.
Дидактическая игра «Автобус».
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития сенсорных и познавательно-исследовательской деятельности навыков, ЭМП, расширения кругозора; познавательной активности, готовности к совместной деятельности со сверстниками.
- Мы отправляемся в путешествие на автобусе.
Улыбается водитель:
- Проходите! Проходите!
У окошка место есть,
Не желаете присесть?
На нашем автобусе
Полоски, как на глобусе!
Мы объедем целый свет!
Вы садитесь или нет?
На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с цветными фигурками различными.
- Послушайте задание: каждая команда, сидящая за столом, вместе должна рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки - в «автобусе» - на белом листе. Я буду называть, куда класть фигурку - рассаживать «пассажиров», а вы сообща будете выполнять. Положите на середине стола белый лист вертикально - это автобус. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В автобусе будет 3 ряда: нижний, средний, верхний.
- Слушайте инструкцию: пассажир «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).
Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа…
Пассажир «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева…
Пассажир «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева…
Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в верхнем ряду справа…
Пассажир «белый круг» сидит в нижнем ряду справа…
После рассаживания «пассажиров» мы проверяем правильность выполнения задания.