Светлана Заболотняя
Дидактические игры по ознакомлению детей с природой в средней группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить представления детей о характерных признаках каждого сезона. Закрепить знания детей об изменениях в жизни растений и животных в разные времена года. Закрепить знания условных обозначений.
Воспитательные задачи: Заложить основы экологического воспитания. Учить устанавливать причинно-следственные связи между временами года и изменениями в жизни животных и растений.
Публикация «Дидактические игры по ознакомлению детей с природой в средней группе,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игровой материал: карточки с изображением времен года, набор карточек с условными изображениями природных явлений, отражающих характерные признаки каждого сезона.
Правила игры : дети могут играть индивидуально, парами, командами. Дети получают или выбирают карточки с определенным временем года, взрослый предлагает определить с каким временем года у них карточка и подобрать к ней соответствующие «волшебные картинки».
«Найди ошибку»
Цель: Развивать у детей наблюдательность. Уточнить представления детей о характерных признаках каждого сезона.
Игровой материал: карточки времен года в условных изображениях. В каждой карточке есть два условных изображения не соответствующих сезону.
Правила игры : детям показывается карточка и предлагается отгадать какое это время года, объяснить почему они так думают и найти что здесь лишнее.
«В каком лесу растут деревья»
Цель: закрепить понятия «лиственные деревья», «хвойные деревья». Помочь запомнить названия хвойных и лиственных деревьев. Уточнить знания детей о частях дерева, их функциях.
Воспитательная задача: Заложить основы экологического воспитания. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
Игровой материал: картинки с изображением следующих деревьев: сосна, арча, кедр, пихта, лиственница, кипарис, рябина, дуб, каштан, ясень, тополь, ольха. Карточки с условным изображением лиственного и хвойного лесов.
I. вариант
Правила игры : дети могут играть индивидуально, парами, командами. Взрослый предлагает посадить лиственный и хвойный леса. Ребенок подбирает соответствующие карточки деревьев к каждому лесу, называет деревья.
II. вариант
Игровой материал: карточки с изображением частей дерева (корень, ствол, ветки, листья, цветы, плоды) с одной стороны, и с вопросом с другой стороны.
Правила игры : дети выбирают карточку с определенной частью дерева и рассказывают о ее функции, после чего отвечают на вопрос, который находится с обратной стороны. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Вопросы для игры :
1. Что общего у лиственных и хвойных деревьев?
(У всех у них есть корень, ствол, ветки, листья, цветы, плоды)
2. Чем отличаются лиственные и хвойные деревья?
(У хвойных деревьев вместо листьев хвоинки; хвойные деревья морозоустойчивые и не сбрасывают на зиму свои хвоинки)
3. Назовите хвойное дерево, которое на зиму скидывает свои хвоинки? (Лиственница)
4. Чем деревья отличаются от других растений?
(У дерева только один очень твердый стебель - ствол. У кустарника не один, а несколько твердых стеблей. У травянистых растений стебли мягкие, сочные и зеленые. К зиме стебли трав увядают, засыхают. У деревьев и кустарников этого не происходит.)
5. Растет ли дерево зимой? (Нет, оно спит.)
6. Как называются плоды хвойных деревьев? (Шишки.)
«Кто как зимует»
Цель: закрепить знания детей об изменениях в жизни животных и птиц в зимний период.
Воспитательные задачи: Заложить основы экологического воспитания. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, желание помогать зимующим птицам в трудный для них период.
Игровой материал: карточка с изображением белки, бобра, песца, барсука, зайца, медведя, лягушки, ящерицы, мыши; карточка с изображением грача, синицы, скворца, снегиря, соловья, кукушки, воробья, клеста, журавля, вороны, ласточки, дятла; карточки с условными изображениями особенностей зимовки животных и птиц.
Правила игры : дети получают карточки с изображениями различных животных или птиц, и под каждым животным/птицей кладут соответствующие карточки с уловными изображениями.
«Угадай время года»
Цель: учить детей определять времена года в предложенных стихотворных текстах, содержащих описание характерных признаков времен года.
Игровой материал: стихотворные тексты.
Правила игры : Взрослый зачитывает детям стихотворные тексты, а дети должны отгадать о каком времени года говориться в стихотворении.
1. Семью из четырех сестер
Давно мы знаем с вами.
О них сегодня разговор
Я поведу стихами.
2. Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки одеваю,
Белю поля, дома,
Зовут меня… (зима)
3. Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня… (весна)
4. Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю.
Купайтесь – приглашаю,
И любите за это
Вы все меня, Я… (лето)
5. Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я… (осень)
6. Если дует ветер
Теплый, хоть и с севера,
Если луг - в ромашках
И комочках клевера,
Бабочки и пчелы
Над цветами кружатся,
И осколком небо
Голубеет лужица,
И ребячья кожица
Словно шоколадка.
Если от клубники
Заалела грядка –
Верная примета:
Наступило. (лето)
7. Солнце льется на полянку,
Солнце яркое печет.
На поляне земляника
Краснощекая растет! (лето)
8. Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела.
В поле травка показалась,
Поле зеленеет. (весна)
9. Птички улетели
Листья пожелтели,
Дни теперь короче,
Длиннее стали ночи.
Кто знает,
Когда это бывает? (осень)
10. Подо льдами крепкими
Дремлют воды рек.
Белыми сугробами
Лег на крыши снег. (зима)