Сиккиэр Николаева
Дидактические игры по математике своими руками «Тииҥ мэйии» для дошкольников
Дидактические игры по математике своими руками «Тии мэйии» для дошкольников.
1. Игра «Знакомство с часами»
Цель: познакомить детей с часами и их назначением, расширить представление о часах.
Задачи: развивать у детей умение ориентироваться во времени, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, логическое мышление. Воспитывать умение беречь свое время и время окружающих людей.
Материал : Часы самодельные, карточки с разными предметами (от 1 до 12)
Публикация «Дидактические игры по математике своими руками „Тииҥ мэйии“ для дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Описание игры :
Играют 2 и более детей. Разделяются на ведущего и игроков. Ведущий начинает игру, задает вопрос ( Н-р: во сколько часов мы встаем по утрам?) выходят игроки кладут карточки с предметами (7) и (12) на часах, другой игрок показывает стрелкой на соответствующее время. Игра продолжается до тех пор, пока часы не будут заполнены карточками.
2. Игра «ААН» (Арый, Ааттаа, Наардаа(«Сим-сим откройся»)
Цель: анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего.
Закрепляем:
• цвета
• счёт
• геометрические фигуры
• фрукты
• овощи
• ягоды
• домашних животных
• диких животных
• звуки, голоса животных
Изучаем:
• цвета
• цифры
• геометрические фигуры
• животных
• учимся решать задачи
Развиваем:
• память
• внимание
• мышление
• мелкую моторику
• логику
• словарный запас
• усидчивость
Материал : панно с 10 розетками с крышкой, мелкие картинки (предметы, цифры, геометрические фигуры, цвета., киндер-игрушки.
Описание игры : Ребенок по заданию воспитателя кладет предметы, картинки в розетку,или наоборот находит из розетки. (по ходу игры ведущим может стать ребенок).
Как можно играть:
• Игра «Клади игрушку» (кладёт игрушку по заданию воспитателя, Н-р: спрячь мышку под крышкой №8)
• Игра «Найди по цвету». Задание воспитателя: клади собачку между желтыми и синими кружочками, спрячь медведя под черный цвет и т. д. Дальше можно спросить у ребенка: - Где, ты, спрятал собачку? ( ответ ребенка: я спрятал собачку в красном кружочке) и т. д.
• Игра «Сыщики». Нужно найти геометрические фигуры. Задание воспитателя: Таким же образом можно найти цифры, предметы и т. д.
• Игра "Найди ошибку".Ребенку предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых.
• Игра “ Назови животных: Положи цифру один, где медведь или положи корову, где красный цвет.
3. Игра «Башня»
Учим :
• Работать по схеме и образцу
• Цвет
• Цифры
• Состав числа
• Счет
Развиваем :
• Мелкую моторику
• Координацию
• Мышление
• Память.
Закрепляем:
• Цифры
• Счет
• Цвет
• Состав числа
Материал : карточка с цифрами (цифры разного цвета, кубики такими же цветами, как и цифры.
Описание игры : В этой игре можно задействовать от одного до нескольких детей. Ребенок по схеме карточки строит башню. Башня должна быть крепкой, не разрушаться. (кубики надо класть друг на друга)
Задание:
• положи кубиков столько, сколько цифр на карточке.
• клади кубики так, чтобы, они не упали (друг на друга)
• клади кубики по цвету и по цифре на карточке.
4. Игра: «Меморина»
Цель: Развитие зрительной памяти.
Материал : самодельное игровое поле, парные картинки с изображениями геометрических фигур, цифр, цветов.
Описание игры : Для игры в меморину используют парные картинки с различными изображениями. Перед началом игры картинки выкладывают в игровое поле закрывают крышкой. Задача игрока - отыскать все парные картинки. Если в меморину играют несколько игроков - каждый игрок по очереди открывает по две картинки, и если картинки не парные, картинки закрывают, а ход переходит к другому игроку.
Закрепляем:
• Цвета
• Счет
• фигуры
Развиваем:
• память
• внимание
• мелкую моторику
5. Игра «Гусеница»
Цель: Пособие предназначена для изучения и закрепления понятия соседей числа, сравнения чисел и состава числа, развитие мелкой моторики.
Материал : рисунок гусеницы, крышки разного цвета с цифрами, мешочки разного цвета
Описание игры : играть можно индивидуально, и по подгруппам.
Как можно играть:
• Игра «По порядку становись» - закрепить знания о цифрах и их месте в ряду натуральных чисел. (Положитьцифры возрастающем и убывающем порядке. (можно написать маркером)
• Игра «Кто соседи». (Найти пропущенные цифры)
• Игра «Кто больше?» (в каждом мешочке крышки с цифрами, дети одновременно достают крышки, у кого большее число, тот забирает крышку себе. Побеждает то, у кого больше крышек.
Закрепляем:
• Счет
• Число
• Цвет
Учим:
• Состав числа
• Порядковый и количественный счет
• Смежные числа
Развиваем:
• Мелкую моторику
• Координацию
• Мышление
• Логику
• Реакцию
6. Игра-ходилка «Билии хонуута»
Цель: первым добраться до финиша, внимательно соблюдая условие игры.
Материал : игровое поле, кубик с точками, фишки-ходилки, картинки с заданиями, мера длины по якутски, счет, фигуры, цифры, посуда якутская и условные знаки по теме заданий.
Описание игры : В эту игру могут играть две и более игроков. Каждый игрок выбирает себе фишку. Фишки выставляются на старт. Поочередно бросая кубик, игроки начинают движение, каждый своей фишкой. Если фишка попадает на ход, где нарисован стрелка НАЗАД, игрок правильно выполнив задание не делает задний ход. Если фишка попадает на стрелку ВПЕРЕД, то правильный ответ дает право игроку перейти по направлению вперед. Тот, который, первым дойдет до финиша становится победителем. В этой игре задания, финиш и старт могут меняться по темам, так как все они на липучках.
7. Игра: «Реши пример, задачу»
Цель: закреплять умение решать простые арифметические задачи или примеры на сложение и вычитание в пределах десяти.
Материал : математическое табло, карточки с картинками для сложения и вычитания. ,
Описание игры. Играют на каждой стороне математического табла по 2 участника. Детям раздаются карточки с изображением предметов и последовательностью чисел на одной стороне математического табла от 1 до 5. И на другом стороне табла от 6 до 10. Необходимо посчитать, например, птиц и помочь совам найти свой домик, т. е. ответы решения задач или примеров.
Это важно знать
1. Дидактические игры не должны проводиться длительное время. Для детей младшего возраста на них достаточно выделить 5 минут. Дидактические игры по математике в старшей группе могут длиться не более 15 минут. Превышение этого времени может привести к снижению активности и ослаблению познавательного интереса, что может негативно повлиять на результат.
2. Если в игре принимает участие коллектив, нужно уделять внимание индивидуальным способностям каждого, и, если будет такая необходимость, оказывать помощь неуспевающим для благополучного исхода воспитательной проблемы.