Ирина Ткаченко
Авторская дидактическая игра «Волшебные мешочки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебные мешочки»
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
«Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию», - были слова М. Монтессори.
Публикация «Авторская дидактическая игра „Волшебные мешочки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2014
А известный немецкий учёный Э. Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.
Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Один из способов развития моторики: тактильные мешочки. Шьется мешочек и наполняется гречкой, горохом, фасолью, бусинами, пуговицами-в общем любым мелким наполнителем. Причем чем меньше возраст ребенка-тем мельче наполнитель.
Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
• развивают мелкую моторику;
• развивают внимание;
• развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)
Что ты можем делать с этими мешочками?
• просто перебираем их в руках
• даем малышу мешочек с рисом, например. Говорим – там лежит рис. Показываем рис на тарелочке, даем потрогать и так же даем потрогать рис в мешочке. Делаем это упражнение с каждой крупой.
• просим ребенка найти мешочек с рисом, фасолью и т. д. Пусть малыш трогаем и ищет. Здесь опять мы работаем не только над развитием мелкой моторики, но и включаем память, воображение.
• даем малышу в руки один мешочек и просим определить, что за крупа там находится.
• когда малыш научится легко узнавать все крупы, мешочки не выбрасывайте. Включаем в нашу игру….ноги. Да-да, ноги. Снимаем носочки и просим ребенка потрогать мешочек ногой и определить, что за крупа там находится.
Не обязательно шить сразу десять мешочков. Попробуйте начать с трех. Для маленького ребенка актуально будет положить: фасоль, горох, и манку, например. Здесь мы больше играем на контрастах. Если понравится игра, пойдет, то прибавляем рис, гречу, пшено. Так же для этой цели подойдут орехи, желуди, семечки.
Представленные дидактические игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста и могут использоваться педагогами при реализации образовательных областей «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Художественное творчество».
1. «Прятки»
Цель: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей. непроизвольное осуществление массажа пальчиков; развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность.
Материал: персонаж колобок, «Волшебные мешочки»
Ход
- Ребята, колобок хочет поиграть с вами в прятки. Он спрятал в чудесный мешочек много разных маленьких мешочков. Надо найти мешочек с фасолью, камешками и т. д.
/дети ощупывают мешочки тактильным методом, находят фасоль или другой заданный наполнитель. /
1. «Отгадай»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Материал: закрытая коробка, а внутри неё тактильные мешочки
Играем с 2 и более детьми. Первый игрок должен ощупывая мешочек называть все признаки, а остальные игроки должны отгадать, что в мешочке. Тот, кто правильно отгадал предмет, становится водящим.
2. «Что в мешочке»
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
3. «Найди пару» Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых мешочков.
4. Дидактические игры на подбор нужного цвета
7. «Сенсорная тропа для ног»
мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.
8.«Волшебные мешочки» можно использовать в социо-игровой технологии – деление на команды (по цвету, по наполнителю)