Ольга Кряж
Дидактическая игра «Волшебные кастрюльки» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детей с проблемами в речевом развитии с каждым годом не становится меньше, а скорее наоборот, все больше и больше. В основном это дети, имеющие полноценный физиологический слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух.
Недоразвитие фонематического восприятия может привести к нечеткому, а иногда и совсем неправильному произношению слов, а в дальнейшем и к нарушениям чтения и письма.
Публикация «Дидактическая игра „Волшебные кастрюльки“ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Кухонная посуда
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2014
Восприятие звуковой речи и звукопроизношение – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, уточняющих и дополняющих друг друга. Следовательно, коррекционное обучение должно быть направлено не только на преодоление дефектов звукопроизношения и голоса, но и на развитие фонематического слуха и дифференциацию фонем для создания внешней обратной связи и использования её для нормализации фонетической стороны речи.
Дидактическая игра «Волшебные кастрюльки» предоставляет следующие возможности:
• привлечь внимание ребёнка к звучанию слова;
• автоматизировать поставленный ребёнку звук на материале слов, словосочетаний и предложений, активизировать и пополнять пассивный и активный словарь по темам «Посуда», «Продукты»;
• формировать практические навыки образования относительных имён прилагательных, употребления родительного падежа имен существительных с предлогом из, умения строить сложноподчиненные предложения с союзом потому что;
• развивать фонематический слух, дифференцируя звуки ([С-С’], [Р-Р’] и т. д.).
• осваивать операции анализа и синтеза;
• развивать простейшие мыслительные операции;
• формировать зрительную, тактильную, слуховую память.
• развивать мелкую моторику, элементарную ловкость, тактильные ощущения;
Игра состоит из :
картонных кастрюлек с наклеенными на них прозрачными мешочками, в которых насыпаны горох, гречка, рис, овсяные хлопья, фасоль, вермишель, макароны-спиральки.
крышек для кастрюль, на которых так же наклеены прозрачные мешочки с теми же крупами и макаронными изделиями.
Модели плиты (60 х 60 или 60 х 90 см, разделенной на две вертикальные половины – зелёную и синюю. На каждой стороне наклеены по два (три) круга – конфорки.
Актуальность:
Основные достоинства дидактической игры «Волшебные кастрюльки» заключаются в следующем:
• Красочная, привлекательная и абсолютно безопасная;
• Игру можно использовать как часть какого – либо занятия или как самостоятельное занятие;
• Игры-занятия можно проводить как индивидуально, так и с небольшой подгруппой детей;
• Пособий по дифференциации оппозиционных звуков разработано недостаточно;
• Данная игра решает большое количество задач одновременно;
• Дидактическая игра «Волшебные кастрюльки» может быть рекомендована для работы на логопедических занятиях, в группе и дома.
Ход игры.
1. Найди крышку для кастрюли.
Логопед раздаёт детям кастрюльки и просит на ощупь и визуально определить, что в них находится. Дети рассматривают и ощупывают мешочек и называют, что в нём лежит. Затем, с закрытыми глазами, выбирают крышку, которая подходит к кастрюльке. Логопед проверяет правильность выполнения задания.
2. Каждой кастрюле своё место.
Дети определяют наличие звуков [р], [р’] в названии круп или макаронных изделий и место звука в слове, затем ставят кастрюлю на плиту.
Ребё нок: (ставит кастрюлю на окрашенную в зелёный цвет сторону плиты).
- Я поставлю свою кастрюльку на первую конфорку, потому что в слове рис звук [р’] стоит в начале слова и он мягкий.
3. Что мы сварим?
Логопед: Что можно сварить или приготовить из той крупы или макаронного изделия, которые были в вашей кастрюльке?
Дети: из риса можно сварить рисовый суп и т. д.
Для игры подбираются крупы, зернобобовые, макаронные изделия с учётом темы занятия. Аналогично можно использовать пшено, манку, зёрна кофе, кукурузу, фасоль, семечки подсолнечника. Эта игра многофункциональна, её могут использовать и воспитатели на своих занятиях.