Ольга Сухинина
Дидактическая игра «Умные домики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Умные домики»
Данная дидактическая игра состоит из трёх домиков
с кармашками для вкладывания картинок, конвертов с набором предметных картинок для множества вариантов игры.
Игра может использоваться на групповых, подгрупповых,
а также индивидуальных логопедических занятиях.
(домики сделаны из плотного и гофрированного картона)
Цели:
Развивать слоговую структуру слова.
Формировать навык деления слов на слоги.
Публикация «Дидактическая игра „Умные домики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2013
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать сенсорное восприятие, тонкую моторику, координацию движений, абстрактно-логическое мышление.
Развивать словарь и понимание обращённой речи.
Вариант №1.
«Кто в домике живёт?»
Цель: развитие умения определять наличие звука в слове.
Оборудование: один домик с кармашком для вкладывания картинок, набор предметных картинок: ёж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, носорог, зебра, верблюд, рысь, белка, кот)
Ход игры: логопед объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные, в названии которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Ребёнок называет всех изображённых на картинках животных и выбирает среди них те, в названиях которых есть звук [л]. Желательно, чтобы ответы детей были полными, например: «В слове волк есть звук [л]». После того, как все животные, в названии которых есть [л] будут помещены в домик, необходимо ещё раз проговорить слова, изображённые на картинках, стараясь голосом выделять звук [л]. Аналогично игру можно проводить с другими звуками.
Вариант № 2.
«Найди картинке её домик».
Цель: закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование: два домика с окошками и кармашками для вкладывания картинок, в первом домике в окошке синий кружок, во втором – красный кружок, набор предметных картинок: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, арбуз, рыба и др.
Ход игры: предметные картинки лежат стопочкой лицом вниз. Логопед предлагает ребёнку взять одну картинку, называть предмет, на ней изображённый, выделить в слове первый звук, определить гласный он или согласный, после чего поместить картинку в её домик (с синим или красным кружком в окошке). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам. Игра может выполняться с двумя подгруппами детей как соревнован
Вариант № 3.
«Найди картинке её домик».
Цель: развитие умения выделять первый согласный звук в слове и определять его по глухости (звонкости).
Оборудование: два домика с окошками и кармашками для вкладывания картинок, в первом домике в окошке синий квадрат, на другом – синий квадрат с колокольчиком, набор предметных картинок, названия которых начинаются звонкими или глухими согласными.
Ход игры: логопед предлагает ребёнку взять одну картинку, называть предмет, на ней изображённый, выделить в слове первый звук, охарактеризовать его и вставить картинку в кармашек нужного домика. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам. Как и вариант №2, игра может выполняться с двумя подгруппами детей как соревнование.
Вариант № 4.
«Найди картинке её домик».
Цель: развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по твёрдости (мягкости).
Оборудование: два домика с окошками и кармашками для вкладывания картинок, в первом домике в окошке синий кружок, в другом – зелёный кружок, набор предметных картинок, названия которых начинаются твёрдыми или мягкими согласными.
Ход игры: логопед предлагает ребёнку взять одну картинку, называть предмет, на ней изображённый, выделить в слове первый звук, охарактеризовать его и вставить картинку в соответствующий кармашек. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам.
Вариант № 5.
«Зоопарк»
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Оборудование: три домика с разным количеством цветов в окошках (один, два, три, с кармашками для вкладывания картинок, набор предметных картинок: ёж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, носорог, зебра, верблюд, рысь, белка, кот, носорог, крокодил, жираф)
Ход игры: логопед говорит, что для животных в зоопарке сделали новые домики. Ребёнку предлагается определить, каких животных, в какой домик можно посадить. Ребёнок берёт картинку с изображением животного, проговаривает его название и определяет количество слогов в слове. При затруднении в подсчёте количества слогов ребёнку предлагают «отхлопать» слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. По количеству слогов он находит домик с соответствующим количеством цветов в окошке для названного животного и кладёт картинку в кармашек этого домика. Желательно, чтобы ответы детей были полными, например: «В слове крокодил три слога». После того, как всех животных разместили по домикам, необходимо ещё раз проговорить слова, изображённые на картинках.
Вариант № 6.
«Загадки»
Цель: развитие умения отгадывать загадки и делить на слоги слова-отгадки.
Оборудование: три домика с разным количеством цветов в окошках (один, два, три, с кармашками для вкладывания картинок, набор предметных картинок: белка, дятел, собака, заяц, подушка, волк.)
Ход игры: логопед предлагает ребёнку внимательно послушать и отгадать загадку, найти картинку со словом-отгадкой, определить количество слогов в слове (хлопками, отстукиванием по столу, шагами и др.). По количеству слогов найти домик с соответствующим количеством окошек и вставить картинку в кармашек этого домика.
Загадки
Кто по ёлкам ловко скачет Всё время стучит,
И влезает на дубы? Деревья долбит,
Кто в дупле орехи прячет, Но их не калечит,
Сушит на зиму грибы? А только лечит.
(Белка). (Дятел).
В будке спит, Зимой беленький,
Дом сторожит. Летом серенький,
Кто к хозяину идёт, Никого не обижает,
Она знать даёт. А всех боится.
(Собака). (Заяц).
Набита пухом, Кто зимой холодной
Лежит под ухом. Бродит злой, голодный?
(Подушка). (Волк).
Можно просто использовать картинки, названия которых состоят их разного количества слогов. Ребёнок берёт карточку, называет изображённую на ней картинку, определяет количество слогов в слове и самостоятельно вставляет в соответствующий кармашек домика в зависимости от количества цветов в окошке.
Вариант № 7.
«Где наш дом?»
Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование: три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 и 5) для вкладывания картинок, набор предметных картинок: дом, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.
Ход игры: логопед предлагает ребёнку взять картинку, назвать изображённый на ней предмет, посчитать количество звуков в произнесённом слове и вставить картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове.
Вариант № 8.
«Угостим животных»
Цель: обобщение знаний по темам «Овощи», «Фрукты».
Оборудование: два домика с кармашками для вкладывания картинок, в одном домике в окошке – обезьяна, в другом – заяц. Набор предметных картинок: морковь, свекла, помидор, яблоко, груша, картофель, капуста, слива, персик, абрикос, тыква, огурец.
Ход игры: логопед предлагает ребёнку угостить животных. Обезьянка любит фрукты, а зайчик – овощи. Ребёнок берёт со стола перевёрнутые картинкой вниз изображения овощей и фруктов и кладёт их в соответствующие кармашки домиков, комментируя свои действия. Например: «Это капуста. Капуста – овощ. Капустой угощу зайчика. Это яблоко. Яблоко – фрукт. Яблоком угощу обезьянку».
Вариант № 9.
«У кого какой малыш?»
Цель: закрепление знаний детёнышей животных
Оборудование: два домика с кармашками для вкладывания картинок, в одном домике мама, в другом – детёныш. Набор предметных картинок: животные и их детёныши
Ход игры: логопед предлагает ребёнку найти детёнышу его маму.
Вариант № 10.
«Дикие и домашние животные»
Цель: тренировка умения дифференцировать домашних и диких животных.
Оборудование: два домика с кармашками для вкладывания картинок, в одном домике в окошке – лес, в другом – дом. Набор предметных картинок:
Ход игры: логопед предлагает ребёнку распределить животных. Медведь живёт в лесу, а кошка дома.
Аналогично закреплять лексику, а также дифференцировать понятия можно по темам: «Животные Севера» - «Животные жарких стран», «Одежда» - «Головные уборы», «Перелётные птицы» - «Зимующие птицы» в зависимости от уровня развития детей и фантазии логопеда.
Авторская разработка.