Алена Куулар
Дидактическая игра «Путешествие в мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательный интерес детей, их экологическое сознание, формировать ценностные ориентации. Способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи всех компонентов природы, тесного взаимодействия человека и природы в их дальнейшей эволюции, закрепления навыков экологически грамотного поведения в природе.
Публикация «Дидактическая игра „Путешествие в мир природы“» размещена в разделах
Материал. 3 комплекта картинок с изображением обитателей (растений, животных) - леса, луга, водоема; куклы: Старичок - Лесовичок, Дедушка Знай, Дед Природовед, Незнайка; комплекты картинок с изображением растений, травоядных животных, хищников – по количеству детей; картинка с изображением дорожного знака «Дикие животные»; фишки, эмблемы.
Игровые действия «Путешествие».
Игровые правила. Не мешать друг другу «путешествовать», внимательно слушать задания сказочных персонажей, думать, находить правильные ответы, помогать товарищам в том случае, если они дают неправильные ответы.
Ход игры.
Игра может быть проведена на территории леса, парка, сквера, а также в групповой комнате. Воспитатель сообщает детям, что они отправляются в путешествие в мир природы. Перед отправлением дошкольников приветствует Старичок-Лесовичок: «День добрый, ребята! В гости к природе собрались? А правила вежливости не забыли?» Старичок – Лесовичок предлагает ребятам несколько пар правил, из которых детям нужно выбрать правила вежливого поведения в природе.
1,а. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
1,б. В лесу можно поиграть : листьями пробросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, в лесу много зелени – еще вырастет!
2,а. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, и главное – никому не мешаешь!
2,б. Старайтесь, не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
3,а. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
3,б. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое важное дело.
За каждое правильно выбранное правило, дети получают фишки и проездные билеты на поезд для совершения путешествия.
• Первая станция – «Загадки Дедушки Зная».
На этой станции детей встречает Дедушка Знай: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите природу и дружите с ней. Сегодня у меня к вам будет много вопросов. Вопросы непростые. Чтобы ответить на них, нужно хорошо подумать».
Загадки
1. Один волшебник решил создать лес. И сделал его из деревьев, кустарников, цветов, грибов. Потом решил добавить насекомых, а они чуть не съели весь лес. Волшебник не мог понять, почему? Помогите, ребята, ему разобраться.
2. Другой волшебник сделал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил в нем только зайцев, лосей, косуль, оленей. И они тоже чуть не съели весь лес. Почему?
3. Третий волшебник сделал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил туда только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему?
4. Четвертый волшебник сделал лес из деревьев, кустарников, цветов, грибов и поселил туда жаб и ящериц, но они тоже начали покидать этот лес. Почему?
5. Пятый волшебник создал поле из пшеницы и ржи и поселил туда только мышей. Мыши чуть не съели весь будущий хлеб. Почему?
6. Шестой волшебник сделал речку из воды и водорослей и поселил в нее только щук. Щуки начали покидать эту речку. Почему?
7. Седьмой волшебник создал город только из домов и машин и поселил туда людей. Люди вскоре покинули этот город. Почему?
8. Восьмой волшебник сделал лес из разных животных и растений. Никто этот лес не покинул. Почему?
Кто первый и правильно отвечает на вопрос Дедушки Зная, получает фишку.
• Вторая станция – «Друзья природы».
Для этой станции выбирается свободная площадка на территории участка или групповой комнаты. Чтобы эта территория не пустовала, воспитатель предлагает детям создать лес, луг и озеро. В разных местах площадки расположены три коробки, в которых находятся картинки с изображением растений и животных различных природных сообществ. Дети делятся на три подгруппы. С помощью жребия определяется, какое из природных сообществ каждая подгруппа будет создавать. Дошкольники отбирают картинки только с теми природными объектами, которые обитают в определенном сообществе. Затем появляется Незнайка и задает детям вопросы, почему они отобрали определенные картинки для леса, луга, озера. Например: «А почему вы ландыши в лесу разместили? Они должны расти там, где все цветы, - на лугу» или: «И зачем эти лягушки в озере?» Ребята, которые дают полные, правильные ответы, получают от Незнайки фишки.
• Третья станция – «Экзамен с Дедом Природоведом».
На этой станции детей приветствует Дед Природовед : «Здравствуйте, дети! Мне говорили, что вы настоящие знатоки природы. Знаете, как существуют вместе все живые организмы (растения, животные, люди) и как они связаны с неживой природой. А чтобы проверить, действительно ли это так, я сейчас устрою для вас настоящий экзамен. Для этого экзамена я подготовил задания».
Задания
1. Наверное, многие из вас не один раз выезжали с папами и мамами на своих автомобилях на прогулку в лес. А я вам хочу сказать, что под колесами автомобилей гибнет много животных. В местах наиболее частых переходов лесных дорог животными стоит вот такой знак (показывает дорожный знак «Дикие животные»). Как должен поступить водитель, увидев такой знак:
Увеличить скорость и быстро промчаться?
Снизить скорость?
Особенно быть внимательным днем?
Особенно быть внимательным в утренние, вечерние и ночные часы?
2. Расскажите, как растения с грибами дружат?
3. Говорят, что один человек оставляет в лесу след, сто человек тропу, а тысяча – пустыню. Как, руководствуясь этой мудростью, вы будете поступать, находясь в лесу, на лугу?
4. Как бы вы оценили поступок человека, выгнавшего из дома надоевшую собаку?
5. Дед Природовед раздает каждому ребенку набор картинок, в который входит картинка с изображением травоядного животного и картинка с изображением хищника (насекомоядного животного). Задание: сложить цепочку питания начиная с растения. При этом изображения объектов природы на картинках у всех детей разные.
Кто первый и правильно решает задачу Деда Природоведа, получает фишку.
Результат. Ребенок, у которого в конце игры по результатам выполнения заданий на всех станциях окажется больше фишек, становится победителем. Остальным участникам путешествия вручаются эмблемы «Друзья природы».