Наталья Колупаева
Дидактическая игра по познавательному развитию «Составь узор»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра по познавательному развитию
Актуальность:
В детском саду мы часто используем с детьми при рисовании или аппликации декоративный узор, орнамент. При этом можно наблюдать, что далеко не каждый ребёнок справляется с этой, казалось бы лёгкой, задачей.
Для того, чтобы решить эту проблему, необходимо целенаправленно и систематически проводить дидактические игры, направленные на познание законов симметрии, что поможет способствовать соблюдению правил построения композиции, развитию воображения и творческих способностей при составлении узора, а так же к пониманию того, что узоры в жизни нам нужны для красоты.
Публикация «Дидактическая игра по познавательному развитию „Составь узор“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Орнамент и узоры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель игры:
Познание законов симметрии.
Задачи:
- формировать умение составлять узор из отдельных элементов;
- развитие чувство пропорциональности при изображении элементов;
- соблюдать правила построения композиции: ритм, симметрия, повторяемость, встраиваемость изображения в предложенную форму;
- учить сочетать цвета фона и элементов узора;
- развитие воображения и творческих способностей при составлении своего узора;
-воспитывать детей к пониманию того, что узоры в жизни нам нужны для красоты.
Игровой материал:
Однотонные основания ковров из фетра или вискозы разного цвета, бусы, пуговицы, декоративный материал, различного цвета.
Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру "Составь узор". Данную игру можно использовать в совместной деятельности педагога и детей, а так же в самостоятельной деятельности детей.
Возраст: 5 -7 лет.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, беседы с детьми о коврах, где изготавливаются, какие узоры или орнамент изображают.
Ход игры:
В игре могут принимать участие от одного до 6-7 человек. Каждый участник придумывает узор по теме, который дает педагог, или ребенок сам составляет свой узор. Дети выбирают понравившийся цвет ковра, затем составляют композицию из предложенных элементов, учитывая законы симметрии, закономерности сочетания элементов по цвету, расположению и размеру. По окончанию работы детям предлагается провести анализ своей работы и работ товарищей.
Варианты игры:
«Найди схему»
Дети подбирают схему композиционного решения к каждому образцу. Игра продолжается до тех пор, пока все пары не будут определены. Выигрывает тот, кто соберет больше пар схем и картинок.
«Выложи узор»
По одной и той же схеме дети выкладывают узоры из отдельных элементов (из игры «Составь узор»). Сравнивают, выбирают наиболее соответствующий схеме.
«Составь схему»
Дети самостоятельно рисуют схему понравившегося узора или орнамента. А другие дети находят узор, соответствующий этой схеме.
Орнамент (от лат. - украшение) - узор, построенный на ритмическом повторении или чередовании элементов изображения. В зависимости от характера мотивов делится на геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.
В основе геометрического орнамента лежат геометрические фигуры - круг, квадрат, прямоугольник, а также точка, линия и её сочетания.
Растительный орнамент состоит из элементов растительного происхождения - листьев, плодов, цветов, веток и т. п.
Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры реальных или фантастических животных или их части.
В антропоморфном орнаменте используется стилизация фигуры человека или отдельных её частей.
Возможна комбинация из мотивов разных видов. По характеру композиции выделяют такие виды орнаментов как ленточный (фриз, бордюр, кайма, орнамент на круге (розетта, орнамент в многоугольной форме (квадрате, прямоугольнике, ромбе, треугольнике и т. д., сетчатый орнамент. Основным свойством орнамента является ритм. Любой орнамент подчиняется законом ритма.
Ритм орнамента может быть простым, и очень сложным.
Простой ритм - повторение одинаковых элементов узора на равных расстояниях друг от друга.
В природе гармоничные сочетания и соответствие соразмерности заложено изначально, художник же добивается гармонии с помощью специальных приёмов. Архитектура зданий, дизайн одежды, произведения искусства, прекрасная поэзия, музыка, театр - в основе всего этого заложен продуманный ритм, который положительно влияет на нашу психику.
Очень важно не только слышать и воспринимать ритм, но и уметь создавать свой ритм звуков, движений, фигур. В изобразительном искусстве художник с помощью ритма может создавать сложные узоры и орнаменты на тканях и коврах, может расписывать посуду и одежду и даже изображать природные явления такие, как ветер, буря, снег, наводнение.
Ритм одно из основных пластических средств выражения. Понятие ритма связано со счетом и арифметикой, поэтому, рисуя ритм, детям можно заодно потренироваться в счете.
Понятие ритма необходимо прививать ребёнку как можно раньше. В младшем возрасте для этого можно использовать яркие игрушки: шарики, кубики, пирамидки, цветной конструктор, мозаику. Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с ритмом, рассматривая предметы декоративно - прикладного искусства. Декоративное искусство благодаря простоте стилизованных образов, простоте композиции и яркости колорита более доступно и понятно детям дошкольного возраста.
Поэтапное знакомство со свойствами орнамента способствует более полному пониманию и усвоению детьми правил построения узора и создаёт условия для развития способностей узорного творчества.
1 этап. ВВОДНЫЙ.
На этом этапе предполагается рассматривание предметов быта и одежды детей.
Главная цель этого этапа - подвести детей к пониманию того, что узоры в жизни нам нужны для красоты. Для того чтобы самим создавать красоту, нужно знать правила (законы узоров).
На этом этапе идёт усвоение детьми влияния формы, величины и чередования элементов на узор. Можно использовать материал на занятии по ознакомлению с окружающим миром и ФЭМП.
2 этап. ОСНОВНОЙ.
Рассматривание детьми карточек с узорами.
Мы рассматриваем карточки (мною изготовленные) с узорами и детям предлагается зарисовать или выложить их в виде геометрических узоров - образцов.
Самостоятельный подбор цвета для раскрашивания геометрических узоров и понимание влияния различного цветового решения на ритм, и восприятие узора. Материал используется на занятиях по конструированию, рисованию.
3 этап. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ.
Самостоятельный выбор детьми узора.
(аппликация и рисование).
Дидактическая игра «Составь узор»
Вывод:
Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра.
И игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.
Детские дидактические игры – главное средство разностороннего воспитания ребёнка, игра помогает воспитать основные качества личности в целом.