Верхорубова Олеся Евгеньевна
Диагностическая методика «Установление последовательности событий»
▼ Скачать + Заказать документы
Установление последовательности событий
(М. М. Семаго, Н. Я. Семаго)
Цель: исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка.
Используются различные по сложности серии сюжетных картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности.
Публикация «Диагностическая методика „Установление последовательности событий“» размещена в разделах
Стимульный материал: методика представляет собой одну сюжетную серию, состоящую из 4 картинок, которая отражает какое-либо событие несложного сюжета.
Возрастной диапазон применения: соответствующие серии картинок предназначены для работы с детьми от 3,5—4 до 7—8 лет.
Проведение обследования: перед ребенком на столе в случайном порядке (но не в линию) располагаются картинки доступной ребенку, по мнению специалиста, серии.
Инструкция 1. «Здесь на картинках нарисован рассказ. Посмотри на них внимательно, подумай, с чего все началось, что было потом и на какой картинке нарисовано окончание рассказа. Разложи, как все было, с чего началось и чем закончилось. Посмотри внимательно и начинай раскладывать».
В соответствующем разделе протокола регистрируются все действия ребенка. Отмечается, как он рассматривает картинки, как начинает работать, в каком стиле (хаотично или целенаправленно) действует. Замечает ли ребенок несуразности в последовательности или просто продолжает свою раскладку, просматривает ли всю последовательность после ее завершения, спокоен он или тревожится, как ориентируется на возможные реакции взрослого, обращается ли за помощью или работает самостоятельно и т. п. После завершения работы записывается в протоколе порядок расположения карточек и их направление (слева — направо или справа — налево и пр.).
Далее специалист просит ребенка рассказать сам рассказ по картинкам и придумать к нему подходящее название.
Инструкция 2. «А теперь попробуй составить рассказ по тем картинкам, которые ты разложил, и дай этому рассказу название». Особенности рассказа по данной серии изображений, в первую очередь, возможность понимания его основного смысла (последнее выражается, в том числе, и в возможности дать адекватное название разложенной последовательности) фиксируются в протоколе. Если ребенок справляется с данным заданием, то предъявляется следующая по сложности (в данном случае, количеству картинок) последовательность. Со стороны психолога возможны различные виды помощи (стимулирующая и организующая помощь, полное обучение, характер и объем которой также заносятся в протокол.
Инструкция: «Здесь на картинках нарисован рассказ. Посмотри на них». Когда ребенок посмотрит на картинки, предъявляется следующая инструкция: «Разложи, как все было, с чего началось и чем закончилось». Когда ребенок разложил все картинки, экспериментатор говорит: «А теперь попробуй составить рассказ по тем картинкам, которые ты разложил». После того, когда ребенок составит рассказ, экспериментатор просит: «Дай этому рассказу название».
– Уровни выполнения задания на установление последовательности событий
Высокий уровень: Ребенок правильно составляет сюжетную картинку, соблюдает все причинно-следственные и пространственно-временные связи. Рассказ составляет самостоятельно, который соответствует предложенной ситуации. Логика в рассказе не нарушена, он состоит из грамматически правильных предложений, лишние слова отсутствуют. 10-12 баллов
Средний уровень: Ребенок с незначительными нарушениями составляет сюжетную картинку. В целом рассказ соответствует изображенной ситуации. Наличие не нужных слов минимально. 3-9 баллов
Низкий уровень: Ребенок раскладывает сюжетную картинку неправильно. Нарушены причинно-следственные и пространственно-временные связи. Связь между предложениями отсутствует. Целостность нарушена, задание не выполнено. Множество не нужных слов в речи. 0-2 балла