Наталья Маслак
Консультация «Детское коллекционирование»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ребенок приобретает начальный и разнообразный опыт культурных практик, в определенной мере становится их субъектом. Одним из механизмов социализации дошкольников является такой феномен как детская субкультура. Что это такое?
Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.
Публикация «Консультация „Детское коллекционирование“» размещена в разделах
Коллекционирование как компонент детской субкультуры
Детское коллекционирование – это целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательную или художественную ценность. Коллекция – это систематизированное собрание предметов, объединенное по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу. Интересным является осмысление потенциала коллекционирования как одной из культурных практик, часто зарождающихся в дошкольном детстве и бытующих на протяжении всей жизни человека. По мнению Н. Б. Крыловой, «ребенку важно осознать себя как собирателя и обладателя чего-либо уникального, чего нет у других детей и чем можно хотя бы втайне гордиться», приобрести опыт самостоятельных «проб».Детское коллекционирование является ярким примером культурной практики дошкольников, поскольку основано на свободном выборе, самостоятельности детей, протекает в разных формах и в своем темпе. В младшем дошкольном возрасте дети не способны собирать что-то более или менее целенаправленно, имеет место своего рода собирательство-манипулирование (перебор «сокровищ», «складывание» – «пакование» (в коробочку, пакет, рассматривание однородных предметов (рассаживание кукол в ряд, раскладывание книжек, сортировка пуговиц, тяготение к действиям со множествами, сбор на прогулке однородных предметов (камней, шишек, листвы). Указанные особенности собирательства связаны с развитием сенсорного опыта, ряда познавательных умений, но являются важным этапом в зарождении будущих действий коллекционирования.
В среднем дошкольном возрасте у детей наблюдается тематическая направленность собирательства – эмоционально окрашенный выбор близких опыту предметов и тем, при характерной для возраста «неусидчивости» (переключении с одного на другое). Дети «возвращаются» к коллекции или теме, любуются «сокровищами», получают удовольствие от разнообразных действий с ними (раскладывания, сортировки, обыгрывания и т. п.).
В старшем дошкольном возрасте можно говорить о гендерных отличиях и индивидуальных интересах в коллекционировании, устойчивом, заинтересованном собирательстве у некоторых детей, развертывании деятельности. Но дошкольников привлекает не столько владение коллекцией (результат, сколько ее сбор, обмен впечатлениями и демонстрация (процесс и действия). Однако наблюдаются и негативные проявления, которые следует учитывать: излишнее пристрастие старших дошкольников к определенным предметам и собирательству, вытесняющее другие деятельности и общение; жадность; требование приобретения желанного объекта «любой ценой и незамедлительно» (эгоизм и инфантильность, капризность в случае отказа; частая смена оснований коллекционирования (каждую неделю новое увлечение); зависть, агрессивность по отношению к обладателям более полной коллекции. Такое тоже может быть.
Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.
Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
В дошкольном возрасте коллекционирование проходит свой путь развития.
В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, детальки, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки. Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.
В среднем дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей (фигурки из киндер-сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).
В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции». Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка.
Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрасте преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью.
Благодаря коллекционированию, ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильным хранением экспонатов, научиться бережному отношению к ним. В коллекционировании ребенок имеет возможность проявить себя, свою индивидуальность, неповторимость, найти единомышленников. Таким образом, коллекционирование как элемент детской субкультуры – «особый мир», в котором ребенок выражает свои интересы, эмоции, способности и предпочтения.