Екатерина Ядне
Детская агрессия
▼ Скачать +Заказ
Перед тем, как проанализировать причины возникновения агрессивности в детском возрасте, нужно еще раз обратиться к трактовке понятий «агрессия» и «агрессивность». Итак, анализ литературы показал, что большинство авторов определяют агрессию как деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам поведения в обществе, вызывает физические повреждения или психологический дискомфорт (негативные волнения, состояние напряжения, страха). Также под агрессией понимают умышленное деструктивное поведение, которое наносит вред и ущерб другому человеку, проявление активности, средство достижения желаемого, инструмент для самоутверждения, самореализации и доминирования над другими. Следовательно, в психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление, которая проявляется в реальном поведении или фантазировании, с целью покорить себе других или доминировать над ними. Что касается агрессивности, то Р. С. Немов видит в ней враждебность – поведение относительно других людей, которое отличается намерением нанести им ущерб и неприятности. Л. А. Андреева и П. Ю. Константинов отмечают, что агрессивный человек желает использовать насильственные средства для реализации своих целей, а результат насильственных действий – причинение вреда людям, но понятие «агрессивность» значительно шире нежели понятие «жестокость». На этом же настаивает и Ю. М. Антонян, который указывает, что агрессивность – более широкое моральное понятие, поскольку не всегда агрессивные действия носят жестокий характер, но любая жестокость всегда агрессивна (агрессия является неотъемлемой чертой целого ряда деятельности, но агрессивность сразу перестает быть такой, когда достигает другого качества – жестокости). Соответственно, агрессивность необходимо рассматривать как свойство личности так же, как и жестокость и особую жестокость. По сравнению с агрессией жестокое или особо жестокое обращение являет собой повышенную общественную опасность.
Публикация «Детская агрессия» размещена в разделах
Теперь обратимся к особенностям деткой агрессивности, а точнее к причинам ее возникновения. Когда ребенок рождается, он имеет всего два способа реагирования – это удовольствие и неудовольствие. Когда ребенок сытый, у ничего не болит, пеленки сухие – он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде довольного гуления, улыбки, спокойного сна. Если же малыш по какой-либо причине испытывает дискомфорт (голоден, чувствует боль и пр., то он свое недовольство проявляет криком, брыканием и плачем. С возрастом дети начинают проявлять свои протестные реакции уже в виде деструктивных действий, которые направлены на других людей или ценные для них вещи.
В некоторых теориях агрессивность рассматривается со стороны приспособленности человека к жизни как центральная функция личности. Так, например, агрессивность проявляется, по мнению Р. Аммона, в активности, целенаправленности личности, способности ставить перед собой собственные жизненные цели и отстаивать свои идеи, стремлении к освоению и изменению мира, к творческой самореализации. Под агрессивностью также понимает настойчивость личности лидерского типа, которая самореализуется. То есть под агрессивность видеться свойство, необходимое для противодействия давлению среды, постоянным традициям, консерватизму окружения, для реализации своих конструктивных намерений или новаторских идей. По мнению Л. М. Собчик, это одно из необходимых свойств личности управленца, военачальника, предпринимателя, политика, командира экипажа, спортсмена. Агрессивность, которая выражается во враждебности и активном стремлении к наступательным и активным действиям, может быть социально допустимым и необходимым для адаптации свойством личности. Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с окружающими. В более тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию и изолируются от общества в места не столь отдаленные.
Итак, агрессия в разной степени присуща каждому человеку, она является инстинктивной формой поведения, главной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т. е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.
В зарождении и формировании готовности человека к агрессии и ее реализации большую роль играют ситуативные факторы. Агрессии не возникает вне социального контекста, вне определенных ситуаций и взаимодействия с другими людьми. Как отмечает А. Реан, проявление или не проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения всегда является следствием сложного взаимодействия трансситуативних и ситуативных факторов. Первоисточником, например, агрессивных действий неагрессивной личности есть фактор ситуации.
К таким ситуативным факторам относят влияние климатических условий, культурных факторов; повышенный шум; враждебная социальная среда; вид и характер социальных, экономических и политических отношений, в которых преобладает атмосфера конкурентной борьбы; имеющаяся температура окружающей среды; боль; возникновение стрессовой ситуации; наблюдение за моделями агрессивного поведения других в реальной жизни, на кино- и телеэкранах; оценка другими людьми; ожидание мести за собственные агрессивные действия; большое скопление людей, неприятный запах и теснота в помещении, посягательство на личное пространство; действие определенной дозы алкоголя; сексуальное возбуждение; дискомфорт и т. п. К личностным факторам, которые предопределяют повышение уровня агрессивности, относят: повышенную враждебность и раздражительнсть; повышенный уровень тревожности и депрессии; негативную аффективность; превышенную, неадекватную самооценку, неадекватный уровень достижений; повышенную эмоциональную реактивность и нестабильность; особенности мотивационной сферы; низкий уровень развития интеллекта; половые отличия; антисоциальную направленность личности, нарушения функций социального взаимодействия, завистливость; склонность приписывать окружающим агрессивные намерения и др.
Среди разнообразия социально-психологических факторов агрессивного поведения А. Ю. Дроздов выделяет два основных типа. Факторы первого типа действуют в зависимости от демографических и личностных характеристик. Факторы второго типа имеют универсальный характер влияния, то есть действуют всегда и на всех. С точки зрения ученого, также существует два основных механизма социализации агрессии. Первый заключается в усвоении навыков агрессивного поведения в результате наблюдения агрессии других лиц или благодаря собственному опыту определенных агрессивных действий. Согласно второму механизму, агрессивное поведение предопределяется ситуацией блокирования актуальных потребностей человека, подавлением возможностей ее самореализации.
На возникновение агрессивности детей оказывает влияние особенности формирования у них отношения в миру. На формирование такого отношения воздействует множество факторов, среди которых необходимо выделить:
психоэмоциональное состояние матери во время беременности и после родов (например, если во время беременности женщина переживает стресс или находиться в депрессии, то это обязательно скажется на ребенке, он будет чувствовать беспокойство, неуверенность и страх, в будущем у ребенка может сформироваться недоверие к людям);
проявление родителями безусловной любви или же ее отсутствие (проявление искренней любви будет вызывать у него спокойствие, уверенности и доверие к окружающим, а если ребенок будет убежден в том, что его не любят или даже ненавидят, может привести к убеждению, что хуже ему уже не будет и он способен на все);
ссоры между ближайшим окружением (когда родители постоянно ссорятся, то у ребенка возникает ощущение приближающейся катастрофы, он чувствует постоянное напряжение, страх и угрозу);
запреты и санкции (взрослые вынуждены в некоторых ситуациях запрещать ребенку вести себя определенным образом или с тем, что не всегда родители могут или хотят удовлетворять бесконечные желания своих детей). В данной ситуации родителям важно учитывать два момента: они должны научиться грамотно устанавливать запреты и, в случае необходимости, применять наказания, а также они должны помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят;
установление личных границ. Ребенок рождается полностью зависимым от родителей, и его основная задача на протяжении всей жизни - это обретение независимости (в первую очередь, от родителей) и самостоятельности. Очень часто этот процесс происходит очень болезненно для обеих сторон и может иметь печальные последствия. Здесь родителям следует помнить, то дети – это не их частная собственность, и они им не принадлежат. Ребенок призван стать равноправным и равноценным человеческим существом.
Важными источниками информации о агрессивности и моделях агрессивного поведения дети получают из социума, поэтому сейчас следует остановиться на социально-культурном аспекте детской агрессивности. Дети получают знания о моделях поведения из следующих трех основных источников:
1. семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление. Поэтому при работе с детьми дошкольного возраста, психологу всегда нужно обращать внимание на позиции взрослых, на использовании ими гуманных методов воспитания и стиль взаимоотношений в семье.
2. в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками (дети обучаются агрессии во взаимодействии со своими сверстниками и узнавая о преимуществах агрессивных форм поведения);
3. символические примеры агрессивных реакций (демонстрация сцен насилия на экранах ТВ, агрессивные ролики в Интернете и компьютерные игры, пропагандирующие насилие, жестокость, убийство и т. п.). Даже на первый взгляд безобидные «Angry Birds», «Майнкрафт», «Worms 2: Armageddon» (более популярны как Червячки» и т. д.) способствуют повышению уровня агрессивности детей.
Среди основных факторов, которые обуславливают проявление ребенком отклоняющего агрессивного поведения, А. Г. Долгова выделяет следующие:
индивидуальный фактор (психобиологические предпосылки асоциального поведения, которое затрудняет адаптацию детей в обществе);
психолого-педагогический (дефицит семейного воспитания и воспитания в различных социальных институтах – ДОУ, школа и т. п);
социально-психологический (неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников);
личностный (активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическому воздействию семьи, детского сада, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и личностная способность к саморегуляции поведения);
социальный (определяется социально-экономическими условиями).
Подводя итог, можно сказать, что агрессия - это способ выражения ребенком своего гнева, протеста, а, как известно, гнев - это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения у ребенка его базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и необходимости другому человеку. Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал взрослым, это SOS, его крик о помощи, призвание к тому, чтобы окружающие его взрослые обратили свое внимание на его внутренний мир, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно маленький человечек еще справиться не в силах.